Смог, грязь и пыль – это Киев.
Сразу несколько политических сил идут на выборы под флагом борьбы за экологию. Не удивительно. Киев регулярно затягивает вонючий смог, который объясняют то горением свалок, то торфяников, то выбросами мусоросжигательного завода, то сжиганием травы…
Политики и чиновники, говоря об приоритетности экологии, любят переходить на общемировые промышленные тенденции: «Нужно поддерживать развитие возобновляемой энергетики и сокращать энергорасходы». И мы все с этим согласны. И даже с удовольствием бы пересели на электрокары: Теслу или хотя бы БМВ, будь в стране немного поразвитей сеть электрочарджеров и побольше свободных средств у нас.
Но при этом, даже зарядив свою Теслу выработанным солнечными панелями электричеством, мы все-равно будем дышать смогом от горящих свалок и торфяников, от выбросов мусоросжигательного завода, и дымом от варварского сжигания сухой травы.
Мы стараемся следовать мировым экологическим тенденциям в области возобновляемой энергетики, в то время как у нас не решены базовые проблемы экологии. Занимаясь глобальными проблемами, мы должны помнить, что в нашем случае экология – это чистый воздух и пригодная для питья вода, свободный от мусора, вони и грязи город. В Европе это более-менее решенные или интенсивно решаемые проблемы. У нас, увы, пока что нет.
Приведу несколько тезисов-примеров, которые Украина, Киев и остальные города и села должны решать.
Упало дерево. Был сильный ветер, и его повалило. Не совсем повалило – корни остались в земле. Оно могло еще расти долго. Его надо было укрепить. Но вместо того, чтобы дерево поднять, поддержав растяжками, его спилили. Это в Киеве, в спальном заасфальтированном массиве, где каждое дерево или куст на вес золота.
Но деревья не укреплены и падают. Киевские жилмассивы в основном построены на песке. В песке корневая система плохо держит. И поливать деревья надо, поскольку редкие дожди не помогают – вода не задерживается в песке. Именно поэтому и трава выгорает и желтеет чрезвычайно быстро. Надо сажать уже крепкие деревья, укреплять их на период роста не прутиками и ломанными оконными рамами, а специальными приспособлениями-распорками.
Массовое выращивание деревьев – вот наш вклад в борьбу за экологию. Киевские власти отчитываются о тысячах саженцев, но ни слова не говорят о том, что крайне малое их количество вырастет в большое дерево, потому что саженцы-прутики требуют просто идеального ухода, которые киевские мастера по озеленению не в состоянии обеспечить.
Из чего еще складывается городская экология?
Например, из пыли и грязи. В нормальном ухоженном городе этого быть не должно. Но у нас огромные автостоянки и промышленные площадки имеют основание из пыли и мелкого гравия. Чуть ветер – пыль столбом. Тогда как в европейских городах давно научились класть плитку, которая не мешает росту травы. Грязь, превращающуюся в пыль, интенсивно производят грузовики, выезжающие с территории строек с грязными колесами.
У нас большие пространства открытой земли, которая от малейшего дождя превращается в грязь. А если пространства покрыты травой, то из-за отсутствия полива она сохнет и становится мишенью поджигателей. Вот уже грядет осенний сезон поджогов сухой травы и кустарника. Готовы ли к этому пожарные? Занимается ли профилактикой поджогов полиция?
Это я привел буквально несколько тезисов о том, над чем можно работать уже сейчас, хоть точечно, хоть в больших масштабах – сколько денег и сил хватает. Работа над новым водопроводом для питьевой воды, рекультивация свалок, постройка мусоросжигательных заводов, ограничение автомобильных выхлопов – это уже требует огромного внимания и вложений. Но только в комплексе борьбы за чистую энергию и за чистый воздух от локального загрязнения мы можем получить положительный эффект.