К интервью тернопольского Учителя года, который идеологически верно оценивает события 40-х годов прошлого века, есть отличные иллюстрации в архивах. Вот, к примеру, распоряжение, касающееся обучения в школах Васильковского гебитскомиссариата Киевского генералкомисcариата Рейхскомиссариата Украина. Шеф района справедливо отмечает, что нечего почем зря топить школы, а ходить туда зимой детям все равно не в чем. Поэтому учиться будем весной и летом - когда в селе, как известно, все главные сельхозработы. А кто не понимает - того накажем.
Таких приказов сохранилось довольно много, очень любопытно читать, как обращались с украинцами немецкие оккупационные власти. Например, велено всем до сего числа переделать двуколки в возы. А кто не переделает - заберем вместе с конякой. Или сдать до такого-то все шмотки, принадлежащие германской армии и ее союзникам: штаны, куртки, пилотки. Все, что насобирали во время боев. А кто не сдаст - сильно о том пожалеет. Или: при гебитскомиссариате решили создать оркестр, поэтому собрать у местного населения все инструменты по списку и доставить по адресу.
Есть совсем уж смешные, например, бегом убрать всю срань с улиц и дворов, побелить хаты. Или "в рамках борьбы с малярией" всем взять лопаты и идти закапывать болото. Орднунг унд арбайт.
Но, конечно, Васыль Дякив не сможет сообразить, что победа в "советско-немецкой войне" означала для украинцев будущее людей, а не рабов и вернула им собственное государство. У них в Дистрикте немецкая власть дружески похлопывала своих пацанив по плечу, разрешала расстреливать и давала конфетку. А с Украиной их мало что связывало. И мало что связывает до сих пор.