Торговая политика у нас за последние несколько десятилетий абсолютно провальная, и (чтобы сделать такой вывод) даже не нужен глубокий анализ.
Торговая политика любого государства определятся двумя показателями – размером торгового дефицита или профицита, а также уровнем сложности экономики – то есть уровнем добавленной стоимости в конечном продукте, который продается на внешних рынках.
Есть научно разработанная модель, которая показала, что относительное изменение стоимости сырья происходит намного медленнее, чем готовой продукции. То есть, условия мировой торговли для сырьевых стран с каждым столетием, с каждым десятилетием только ухудшаются, и, наоборот, для стран, которые торгуют готовыми продуктами, улучшаются.
Новая модель - это простые готовые товары против сложных готовых товаров. А мы все еще находимся в парадигме "сырье-товары". Представляете, как мы отстали.
Если отнять те страны, которые торгуют углеводородами, то Украина останется в гордом одиночестве, имея аграрно-сырьевую парадигму. Мы сейчас стали, по сути, страной "Кукурузное поле" или страной "Маслобойка".
С точки зрения торгового дефицита, ситуация в нашей стране также перманентно ухудшается. Во время кризиса она немного улучшилась, потому что импорт падает сильнее, чем экспорт (из-за обнищания населения), но потом страна начинает богатеть, и все потребительские расходы, включая государственные, направляются на импорт.
Экономическая сложность нашего экспорта просто растаяла". "И это является следствием непродуманной внешнеэкономической политики – утрата традиционных рынков, неспособность найти новые рынки, полное отсутствие государственной поддержки экспортеров, прежде всего нетрадиционного экспорта. Мы пожинаем плоды бездействия государства и его ошибок.