Сегодня годовщина Парижского саммита Нормандской четвёрки, на котором первый (и пока в последний) раз встретились за одним столом Зеленский и Путин.
На это мероприятие возлагалось много надежд, но по итогу они не оправдались.
Никаких прорывов на саммите не произошло и даже те скоромные договорённости, которые были достигнуты, по большей части не выполнены.
Самое большое достижение с тех пор - это перемирие, благодаря дополнительным условиям по контролю за прекращением огня, на которые после длительных колебаний согласилась в июле украинская сторона.
Но это не о прекращении войны, а о ее заморозке. А заморозка в любой момент может прекратиться и конфликт вновь перейдёт в горячую стадию (как мы видели на примере Карабаха).
Главная причина тупика - официально озвученное нежелание украинской стороны выполнять политическую часть Минских соглашений (выборы до передачи контроля над границей, особый статус Донбаса в Конституции, амнистия).
За этим тянется и все остальное.
В тоже время есть ещё одна причина, о которой говорят меньше, но которая, возможно, является определяющей.
А именно - ожидание прихода к власти в США Байдена и его команды.
Ситуацию по Донбассу просто подвесили до тех пор, пока на сцене не появятся настоящие хозяева положения, которые и определят, в каком направлении развиваться событиям.
Тем более что вопрос этот прямо связан с отношениями США и России. А у Трампа на российском направлении руки были связаны, так как любые движения в сторону Москвы вызывали шквал обвинений со стороны демократов в "работе на Кремль".
У команды Байдена в этом плане будет намного больше пространства для манёвра.
И именно новая администрация в Вашингтоне, исходя из своей стратегии в отношении России, будет определять - что делать Украине с Донбассом и Минскими соглашениями. Идти ли на выполнение политической части "Минска", чтоб о чем-то параллельно договариваться с Россией? Идти ли на обострение конфликта, чтоб надавить на Россию? Или же заморозить ситуацию в нынешнем состоянии?
Поэтому решения по Донбассу, которые и определят ход событий в будущем, будут приняты, возможно, уже в январе-феврале-марте. Но не в Киеве.
А до тех пор будем продолжать слушать Кравчука о "планах Б".
Подробнее о том, как развивались события после Парижского саммита - читайте в ссылке в первом комментарии.