Минфин, имея колоссальный финансовый ресурс летом этого года, сумел, как пьяный водитель, въехать в столб посреди поля в виде бюджетного кризиса. При том, что было множество способов объехать этот столб.
Во-первых, Украина очень кстати получила транш Международного валютного фонда (МВФ) на 2,1 миллиарда долларов (эта сумма оказалась даже больше, чем ожидалось). Кроме того, были, фактически, "раскулачены" государственные компании примерно на 80 миллиардов гривен, а Национальный банк Украины (НБУ) "нежданно-негаданно" увеличил свою прибыль до 44 миллиардов гривен, которую перечислил в бюджет разовым платежом.
То есть у Министерства финансов оказались в распоряжении сотни миллиардов гривен. Их нужно было рационально использовать и создать на осень резерв под вполне прогнозируемую вторую волну пандемии и сопряженное с ней ухудшение экономического состояния. Однако Минфин решил досрочно выкупить еврооблигации со сроком погашения в 2021-2022 годах на 800 миллионов долларов и выкупил ВВП-варранты на 320 миллионов долларов, "которые также никто не просил выкупать.
Совокупно это – 1,1 миллиарда долларов, что составляет примерно 30 миллиардов гривен. Я думаю, что, если еще оптимизировать так называемую "Большую стройку", можно было найти еще 20 миллиардов гривен. Но мы, как говорится, имеем, то, что имеем (точнее, то, то не имеем).