Трампа долго считали пророссийским президентом, хотя его действия максимально задержали строительство "Северного потока – 2" и лишили россиян части европейского рынка, куда пришел американский сланцевый газ в виде СПГ.
При Трампе был введен самый жесткий санкционный пакет.
При нем же цена на нефть упала ниже 50 долларов за баррель, и российская экономика недосчиталась десятков миллиардов долларов, частично утратив потенциал для модернизации и перевооружения.
Теперь следим за нефтяными котировками при президенте Байдене. Скорее всего, они будут намного выше, чем при его предшественнике. Что даст россиянам дополнительную выручку, возможность диверсифицировать свою экономику и усилить военный потенциал.
"Зри в корень", - говорил Козьма Прутков. В нашем случае "зрить" нужно на финансовое табло нефтяных котировок. Именно по ним и сверяют такие страны, как РФ, полезность того или иного президента США.
А такие страны, как Украина, должны оценивать союзников по уровню торговых пошлин на свои товары и динамике газового транзита, который приносил нам до трех миллиардов долларов в год, или 1,5-3% ВВП.
После пика транзита в 2017-м на уровне 93,5 млрд м куб. мы получили почти двукратное падение до 55,8 млрд м куб. в прошлом году и соответствующее снижение платы за транзит.
А в 2021-м и вовсе можем оказаться на минимальной точке безубыточности содержания ГТС, когда транзит сократится до критических 40 млрд м куб. в год.
У нас тоже есть свои маркеры эффективности союзников в контексте национальных экономических интересов.
Только мы обмениваем их на несколько сот миллионов долларов технической помощи в год и кредиты, которые нужно отдавать. С закономерными последствиями для экономики в целом.