Президент Зеленский уже традиционно ввел против иностранцев санкции, действующие на территории Украины. Да-да, именно Зеленский, а не какой-то там СНБО. А выводы мои основываются на решении Верховного Суда, полученном адвокатами АО «Могильницкий и партнеры» буквально накануне.
Дело в том, что санкции, под которые в 2014-м даже приняли специальный закон, в Украине являются идеальным орудием для устранения конкурентов.
Однажды Совет национальной безопасности и обороны Украины овладел правом вводить санкции в отношении иностранцев, лиц без гражданства, иностранных компаний и вообще любого, кто, по мнению СНБО, каким-либо образом связан с терроризмом.
Для того, чтобы заблокировать чьи-то активы, ограничить торговые операции или даже аннулировать разрешительные документы на осуществление тех или иных видов деятельности, не требуется ни судебного решения, ни доказательств вины. СНБО принимает решение, а президент вводит его в действие своим указом.
Отменить эти санкции в Украине практически невозможно. Что открывает перед бизнесменами, вхожими в наиболее просторные кабинеты Офиса президента, невиданные доселе перспективы.
Долго-долго суды настаивали, что Решение СНБО в отрыве от президентского Указа обжаловать невозможно. Оно, дескать, никаких правовых последствий не несет. Но и Указ президента без Решения СНБО обжаловать невозможно. Суть нарушения в нем, видите ли, не раскрывается.
Вы будете смеяться, но объединить обжалование указанных документов в одном иске тоже нельзя. Это, мол, нарушает правила объединения исковых требований. Не шучу! Речь идет о правовых позициях, закрепленных в самых настоящих судебных решениях.
Наконец Верховный Суд расставил все точки над «и». Так, обжаловать следует Указ президента о введении в действие Решения СНБО. В данном случае, Гарант не церемониальную функцию выполняет, но самолично оценивает наличие и достаточность оснований для введения санкций.
То есть именно господин Зеленский в этот раз принял соответствующее решение, а потому и ответственность за обоснованность или необоснованность такового лежит исключительно на нем.
Вместе с тем суд констатировал, что не может присвоить полномочия главы государства, оценив достаточность оснований для введения санкций. Даже в наличии тех самых фактов, на которые ссылается СНБО, суд усомниться не решился. Иными словами, нарушение процедуры введения санкций – единственный повод успешно их обжаловать.