Сейчас встает вопрос общего подорожания продуктов питания, который будет нас сопровождать в ближайший год. Речь идет о так называемой агфляции или аграрной инфляции. Суть в том, что при относительно низких показателях потребительских цен, наблюдаются высокие темпы роста цен на продукты питания, что связано с подорожанием аграрного сырья. Например, если кукуруза бьет семилетний максимум, соответственно, это будет приводить к подорожанию по всей линейке: это комбикорм, сырье для животноводства, птицеводства.
Определенную роль играет и рост стоимости топлива – нефть подорожала до 65 долл. за баррель. Мировой рынок сырья ждет ценовой отскок, есть отложенный спрос после карантинных ограничений. Чем быстрее мир будет выходить из карантина, тем сильнее будет этот отскок. Почему нефть играть важную роль? Уже давно идут большие перетоки между аграрным сырьем и углеводородным, поскольку аграрное сырье – источник для биоэтанола и биодизеля.
В ближайшее время мы и будем наблюдать феномен, когда общий показатель инфляции низкий, а аграрная инфляция – высокая. И она будет с пузырями по некоторым сегментам товаров, начиная от гречки и заканчивая мукой и хлебом. Если раньше были ценовые сенсации как точечные рецидивы, то сейчас будет общий тренд подорожания аграрного сырья и производных продуктов.
Агфляция для развитых стран не опасна, но опасна для развивающихся, таких как Украина. Если в развитых странах продукты питания в потребительских корзинах составляют 10-15%, то подорожание, например, яиц незаметно. Если же 50-60%, как у нас, то подорожание масла на 15 грн, яиц на 10 грн, а гречки на 20 грн при зарплате 6-7 тыс. грн или для пенсионера очень существенно.
Также есть феномен котируемых и некотируемых товаров. Котируемые – это те, которые можно купить на открытом рынке и которые зависят от котировочных цен. Некотируемые – те, что производят в домашних хозяйствах. В развитых странах котируемые товары намного дешевле, чем в развивающихся. Например, промышленно произведенные продукты в Польше дешевле, чем у нас.
Происходит это потому, что там больше развита конкурентная среда, торговые сети зарабатывают не на марже, а на обороте, поскольку высокий уровень потребления. Если же продуктов покупают мало, как у нас, торговые сети зарабатывают на разнице, марже. Что касается некотируемых товаров, "бабушкиных", то в Европе они намного дороже, чем у нас. Происходит это потому, что население, чтобы выжить, занимается подсобным хозяйством.
Госрегулирование в условиях рыночной экономики не может работать, поскольку будет приводить к дефициту. У нас были попытки раньше продавать в спецмагазинах или на рынках с машин продукты из Госрезерва – сахар, крупы. Но расхватывают те, кто расторопнее, а не те, кому действительно нужно. Кроме того, продукты потом оседали на складах торговых сетей, их там придерживали, а потом продавали через пару недель с коммерческой наценкой.
Цены на социальные товары нужно сбивать не за счет административных ограничений, а за счет увеличения внутренней переработки сырья.
До тех пор, пока у нас из страны будут вывозить все зерно, сахар, а государство еще и будет дотировать экспортеров, возмещая НДС, будут выметаться все внутренние ресурсы.
А они должны оставаться для внутренней переработки. Тогда по закону рынка, это будет стоит дешевле.
Но для этого нужно полностью перенастроить все стимулирующие инструменты.