Эту редакционную статью ведущего британского экономического журнала нужно прочитать каждому украинскому политику, бизнесмену, экономисту, политологу.
Делается попытка оценить последствия безудержной эмиссии америкнского доллара для всего мира.
Очевидно, что скоро начнется заметное обесценение доллара, возникнет долларовая инфляция. Украина, которая импортирует большую часть промышленных товаров и значительную часть-продовольственных, будет вынуждена начать и импорт мировой инфляции.
Украинский бизнес и украинские граждане, имеющие долларовые накопления, должны будут профинансировать свою долю дефицита государственного бюджета США.
Ну а стоит ли иметь такие долларовые накопления и как спасать свои активы в условиях поднимающейся волны мировой инфляции - особая тема.
The Economist (Великобритания): пакет стимулов от Джо Байдена – это игра по-крупному для Америки и всего мира
Каким будет мир после пандемии?
Это часть состоящего из трех этапов экономического эксперимента.
14.03.2021
Реакционная статья
Когда началась пандемия коронавируса, появились естественные опасения относительно того, что мировая экономика в течение многих лет будет пребывать в депрессивном состоянии. Однако реальность оказалась еще хуже, чем мрачные прогнозы прошлого лета. А сегодня к этой горючей смеси экономической политики добавляется еще фискальное ракетное топливо. Законопроект о стимулах в объеме 1,9 триллиона долларов, который президент Джо Байден подписал в тот самый момент, когда этот номер журнала Economist направился в типографию, приближает к трем триллионам (14% от докризисного ВВП) общий объем вызванной пандемией поддержки с декабря прошлого года. А всего на поддержку экономики США с момента начала кризиса было направлено около 6 триллионов долларов. В соответствии с существующими планами, Федеральный резерв (так в США называется центральный банк страны, прим. ред.) и Министерство финансов тоже собираются в этом году влить в банковскую систему около 2,5 триллиона долларов, тогда как процентная ставка останется вблизи нулевой отметки. В течение десяти лет после глобального кризиса 2007 — 2009 годов влиятельные американские политики, определяющие направление экономики, вели себя слишком скромно. Но сегодня они сбрасывают все ограничения.
Вероятным результатом станет отскок, который представлялся невероятным весной 2020 года. В январе розничные продажи уже оказались на 7,4% выше, чем годом ранее, поскольку большинство американцев получили чеки на 600 долларов от правительства как часть предыдущего раунда стимулов. Поскольку американцы были вынуждены сидеть дома и не имели возможности потратить, как они раньше это делали, столько же денег в ресторанах, барах и кинотеатров, то в результате дополнительные накопления потребителей в стране в течение прошлого года составили 1,6 триллиона долларов.
В соответствии с программой г-на Байдена, большинство американцев получат еще по 1400 долларов. Необычным для этой богатой страны является то, что значительная часть этих наличных денег оказалась в руках бедных людей, и они скорее всего потратят их, как только экономика откроется в полном объеме. Если вакцинация будет продолжена, а Америка избежит неприятной встречи с новым вариантом этого вируса, то уровень безработицы должен будет упасть ниже 5% к концу текущего года, а это вполне комфортный показатель.
Хорошие новости не ограничиваются только Америкой. Неплохие данные относительно промышленного производства отмечаются даже в еврозоне, хотя Евросоюз отстает в области проведения вакцинации и борьбы с новыми видами коронавируса, и поэтому там используется меньше стимулов. Финансовая помощь г-на Байдена еще больше поддержит глобальный спрос на товары. Торговый дефицит Америки уже более чем на 50% превышает существовавшие до пандемии показатели, поскольку экономика страны засасывает импорт. Однако остальной мир не сможет догнать дядю Сэма, набравшего головокружительную скорость. 9 марта Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), клуб богатых государств, опубликовала свой прогноз, в соответствии с которым американская экономика — единственная среди крупных экономик — к концу 2022 года будет больше, чем было предсказано до эпидемии коронавируса. В период с апреля по сентябрь Америка, скорее всего, сможет опередить по темпам роста даже Китай, который в настоящее время ужесточает свою монетарную политику. Кроме того, его фондовый рынок с середины февраля сократился на 9%.
Стремительный выход из кризиса, в самый сложный период которого количество рабочих мест сократилось на 15%, будет триумфом для Америки, тогда как после финансового кризиса восстановление экономики в стране было довольно слабым. Предоставленные г-ном Байденом деньги принесут облегчение тем людям, которые сильно пострадали от кризиса — в настоящий момент в Америке еще не восстановлено 9,5 миллионов рабочих мест. Благодаря тому, что взрослые получат дополнительное количество наличных денег, значительно сократится широко распространенная и постоянно существующая в стране детская бедность.
Хотя нынешние влиятельные политики обеспечили себе место в экономической истории Америки, их, тем не менее, вряд ли будут считать героями. Причина в том, что Америка находится в процессе состоящего из трех частей экономического эксперимента. Вот его составляющие — уникальный объем фискальных стимулов, более терпимое отношение в Федеральном резерве к временным скачкам инфляции, а также огромное количество неизрасходованных накоплений, хотя никто не может сказать, будут ли потребители продолжать их накапливать, или решат их потратить. Этот эксперимент не имеет себе равных со времен Второй мировой войны. Опасность для Америки и для мира состоит в том, что ее экономика перегревается.
Этот риск учитывается инвесторами. Доходность американских десятилетних бондов, которая движется в противоположном направлении по сравнению с ценами, повысилась примерно на один процентный пункт с лета прошлого года, а причиной этого стали ожидания относительно более высокой инфляции и более высоких процентных ставок. Поскольку Америке принадлежит ключевая роль в глобальной финансовой системе, перспективы ее монетарной политики оказывают влияние и за пределами страны. В последние несколько недель Центральный банк Австралии вынужден был увеличить покупку своих бондов, чтобы предотвратить слишком большой рост доходности. В тот момент, когда этот номер журнала отправлялся в типографию, Европейский центральный банк (ЕЦБ) изучал возможность о проведении такой же интервенции.
Развивающиеся рынки с большим дефицитом (например, Бразилия) или с большим и деноминированным в долларах долгом (например, Аргентина) имеют основания опасаться того, что после поворота в американской монетарной политике может произойти ужесточение глобальной финансовой ситуации.
Федеральный резерв твердо настаивает на том, что он будет удерживать процентные ставки на низком уровне и продолжит покупать активы до тех пор, пока экономика не начнет чувствовать себя значительно лучше. Инфляция неизбежно вырастет, поскольку падение цен на сырьевые товары в начале пандемии коронавируса несопоставимо с показателями предыдущего года, однако Федеральный резерв будет это игнорировать. В рамках его нового режима «среднего таргетированного уровня инфляции» (average inflation targeting), принятого в прошлом году, он будет стремиться вывести инфляцию на уровень выше запланированных 2% для того, чтобы компенсировать свои предыдущие просчеты. Это особенно желательный шаг, поскольку в течение почти всего предыдущего десятилетия проблема мировой экономики состояла в слишком низкой, а не в слишком высокой инфляции. Но если экономика в какой-то момент перегреется, то это, как заявил глава Федерального резерва Джером Пауэлл, тоже будет временным явлением. По его словам, более продолжительная инфляционная динамика «существенным образом не изменится».
Но может ли Федеральный резерв ввести в оборот триллионы долларов? У нас нет оснований сомневаться по поводу ближайших планов Федрезерва, однако ни он сам, ни рынок не могут предсказать окончательный результат американского эксперимента. Возможно, Федрезерв будет вынужден вылить на экономику холодную воду и поднять процентные ставки, чтобы снизить инфляцию. Это было бы странным решением, с учетом сделанного в последнее время акцента на свою обязанность заниматься поиском «широкой и инклюзивной» силы на рынке труда. Более высокие ставки повлияют на рынок активов и могут вызвать конфликт с правительством, долги которого постоянно растут.
Все фишки на красное
Стимулы г-на Байдена — это ставка в большой игре. Если все получится, то Америка сможет избежать ужасной ловушки, связанной с низкой инфляцией и низкими процентными ставками, в которую, судя по всему, уже попали Япония и Европа. Другие центральные банки, возможно, начнут копировать действия Федерального резерва. Масштабные финансовые стимулы могут стать нормальными ответом на рецессию. Однако риск состоит в том, что Америка остается с растущими долгами, проблемами в области инфляции, а репутация ее центробанка будет подвергнута испытанию.
Эксперты Economist предпочли бы менее масштабные стимулы. К сожалению, находящаяся в сложном состоянии американская политика не позволяет провести тонкую настройку процесса принятия политических решений, а демократы захотели получить все, что было возможно. Рискованная игра г-на Байдена лучше, чем бездействие. Но никто не должен сомневаться в величине его ставки в этой игре