Посмотрел свежее интервью Романа Протасевича Алесе Медведевой. Отметил для себя ряд любопытных моментов.
Главный из них: солдаты информационных войн тоже способны ощущать нечто наподобие ПТРС.
Давайте называть вещи своими именами: журналист - это работник пропаганды. Лепет Протасевича о том, что "он не знает, зачем в его ТГ-канале выкладывались фейки о российском спецназе на улицах Минска" и т. п. - не более, чем желание оправдаться. Будучи не просто работником пропаганды, а активным бойцом информационного фронта, он прекрасно разбирается в медийных технологиях. В том числе и в технологиях подстрекательства к свержению государственного строя.
Но, как я уже писал выше, интереснее в этом интервью другое: Протасевич говорит, что сейчас главная его задача - "научиться жить заново". Без политики, информационной войны и участия в ней. Он констатирует и осознаёт бессмысленность и проигрышность прежних собственных действий. В его голосе сквозит крах всех жизненных ориентиров и отчаяние. Это очень напоминает состояние ветеранов боевых действий, страдающих ПТРС. Но ведь Протасевич - далеко не бравый вояка с реального поля боя. Большинство из таких вояк презрительно обозвали бы его "тыловой крысой", "бульварным писакой", или чем похуже.
И всё же, он испытывает то же, что и они. Причина в том, что на информационной войне человеческая психика способна "подорваться" не меньше, чем на "горячей". Фанатичная ненависть к врагам, желание победить любой ценой и убеждённость в том, что "цель оправдывает средства" - всё это присутствует там с избытком. Действия бойцов информационного фронта способны приводить к не меньшему количеству вполне реальных человеческих жертв, чем привычные боевые действия. И когда такие бойцы осознают, что их просто использовали или что они боролись не за "высокие идеалы", а за откровенное дерьмо, им рвёт крышу. По мере распространения информационных, сетевых и гибридных войн, мы будем видеть всё больше таких ПТРСников из числа бывших бойцов медиа-фронтов.