Украина Зеленского, как второй Афганистан для Байдена.
На этой неделе Байден встретился с Зеленским и по итогу Белый дом опубликовал подробное изложение их беседы.
Там было много всего. Но не было одного пункта – позиции Вашингтона по поводу беспредельных санкций СНБО, при помощи которых Зеленский уничтожает оппозицию и неугодные СМИ. Возможно, Байден говорил об этом с Зе при личной встречи, но в данном случае это не важно. Важно, что публично Украина в изложении Белого дома предстала как демократическая страна, а о беспределе СНБО не было сказано ни слова. Даже хотя бы на уровне той критики, которая звучит с Запада в адрес польских и венгерских властей (хотя они, в сравнении с Зеленским, выглядят идейными либералами).
Отсутствие публично заявленной позиции США по санкциям СНБО выглядит как одобрение этой политики.
В принципе, это мало кого удивило. В конце концов американское посольство прямо поддержало в феврале закрытие трёх оппозиционных телеканалов. А некоторые санкции (например, против Деркача) выглядели вообще как подарок Байдену накануне визита.
Поэтому на отсутствие американской критики по санкциям мало кто обратил внимание, восприняв как само собой разумеющееся.
Но, на самом деле, последствия одобрения беспредела с СНБО в Украине могут быть для американской политики не менее мощными чем катастрофа в Афганистане.
До сих пор западная повестка для постсоветского пространства выглядела примерно так.
Есть прекрасный мир западной демократии, к которому странам бывшего Союза нужно идти. Но есть плохой Путин, который туда не пускает. Но есть и Украина, которая бросила вызов Путину и, несмотря на войну и многие проблемы (коррупция, бедность и т.д.), все ж таки строит у себя демократию, общество свободы и уважения прав человека. Поэтому вдохновлённые украинским примером народы также должны у себя свергнуть тиранию и начать движение к демократии. То есть Украина - это такой «дом на холме» местного значения.
Понятно, что картина эта была очень далека от реальности и раньше.
Сменяемость власти, политическая борьба, существование оппозиционных СМИ в Украине были не следствием демократической системы и традиций, а проистекали из двух вещей.
Во-первых, из слабости госаппарата и межклановой борьбы. Порошенко был бы и рад решением СНБО закрывать СМИ и переносить выборы (как это он и пытался сделать), но он не контролировал всю систему власти (изрядно к тому же разваленную) и ему партнеры (Аваков и прочие) не давали развернуться.
Во-вторых, партнеры внешние хотели иметь в Украине некие демократические декорации, чтоб продвигать описанную выше повестку.
Но пришел Зеленский и, как пьяный монтер в театре, сорвал эти декорации решениями СНБО.
Очень доступно показав, что нет и не было никакой демократии. А есть коррумпированная диктатура латиноамериканского типа между Евросоюзом и Россией. Причём легитимность эта диктатура черпает напрямую из поддержки США, которые фактически дают индульгенцию на продолжение беспредела СНБО.
И это полностью обнулило западную повестку для всего постсоветского пространства. Нет больше «дома на холме». Спалили его дотла.
Американцы, крышуя Зеленского, потеряли всякое право говорить кому-то что-то по поводу прав человека. Точнее говорить-то они могут, но им в ответ будут только смеяться в лицо.
К России у вас есть претензии по поводу объявления СМИ иностранными агентами? А почему у вас нет претензий к внесудебным расправам над украинскими СМИ, которые, в отличие от России, не просто «агентами» объявляют, а сразу закрывают и блокируют через провайдеров? Так что, давай до свидания.
Если ситуация в Афганистане стала катастрофой для США, показав неспособность и нежелание американцев защищать своих союзников, то ситуация с Украиной множит на ноль все заявления Байдена и Госдепа о том, что в основе внешней политики Америки будет лежать борьба за права и свободы человека.
В декабре Байден хочет собрать саммит «Лидеров за демократию» - союза стран, которых американцы считают демократическими, для противостояния «авторитарным режимам».
И очень уместно было бы, чтоб саммит этот открыл лично Зеленский, исполнив свой знаменитый номер с игрой на рояле.
Показав, что и как нужно ложить на демократию.