Самая простая стратегия ухода от ответственности – перекладывать собственную на чужие плечи. Речь о перспективе газового коллапса в Украине. Вину, за который клептократический Киев пытается переложить на Москву. Ныне, используя факт назревающего в ЕС энергетического кризиса. Стратегия проста – столкнуть лбами Брюссель и Кремль и за счет их конфликта получить собственный гешефтик: прежде всего в виде роста транзита росгаза через украинскую ГТС в Европу. К слову, стратегия старая, как паровоз, с момента как в Киеве осознали главное достояние совнаследства Украины – монополию на поставки голубого топлива из РФ в Европу. Но монополия стала разрушаться с момента введения в строй газопровода Ямал-Европа мимо Украины через Беларусь и Польшу. Теперь же с вводом Турецкого и Северных потоков от этой монополии остались «рожки да ножки», что подтвердил новый контракт Венгрии с РФ мимо Украины. С 1-го октября Газпром прекратил прокачку своего газа через нашу ГТС в сторону Будапешта. И таким образом поставил окончательный крест на старой стратегии Киева, который используя зависимость ЕС от украинского транзита, вынуждал последних ввести газовые «войны» с Кремлем в пользу Киева.
Что же теперь делать Украине? Если речь о реальной энергетической безопасности страны, то нужно сделать несколько шагов.
Первое. Вернуть государству регулирующую роль на внутреннем рынке газа. Нашей добычи вполне достаточно для покрытия всех потребностей населения и бюджетников в тепле и приготовлении пищи. При себестоимости добычи в одну гривню за куб – полторы-две гривны при продаже на внутреннем рынке – в головой для прибыльности Нафтогаза. К слову, на внутреннем российском рынке, который жестко регулируется государством, последние пять лет цена на газ около полуторы гривны за куб. И это – государственная политика: продавать газ для нужд населения существенно дешевле, чем на экспорт. Так, если голубое топливо в Беларусь и Китай идет в пределах 128-130 долларов за тысячу кубов, в ЕС 250-300 долларов, то внутри РФ по 55-60 долларов. Чем же мы хуже государства – «агрессора» для собственных граждан?
Второе. Украина должна вернуться к прямому контракту с Газпромом. Еще в начале 2019-го года, после поездки Юрия Бойко и Виктора Медведчука в Москву нам была предложена 25% скидка на газ, при прямом договоре. Киев отказался ею воспользоваться. Одной из причин назывался тот факт, что Кремль сформулировал свое предложение не в формате президент-президенту, а задействовал посредников-оппозиционеров. В конце года «ошибка» была признана и исправлена. В рамках встречи в нормандском формате Путин лично предложил Зеленскому прямой контракт и 25% скидки. Тогда итоговая цена была бы для Украины 150-160 долларов за тысячу кубов на ближайшие 10-15 лет. Что точно бы стабилизировало украинский рынок газа на достаточно низкой ценовой отметке в 3-4 гривны за куб по импорту. Или в 2-2,5 гривны за куб при смешении российского и украинского газа, как ныне предлагает Юрий Бойко. Но Зеленский отказал Путину, что и привело страну к нынешнему положению дел. Тем не менее Москва опять озвучила свое предложение – прямой договор на длительный период. И пусть он будет по 250-270 долларов, как для Германии, но это все равно не 1200 долларов, как на спотовом рынке, к которому Киев привязался как к ориентиру для внутренних цен.
Третье. Пора прекратить демагогию в пользу богатых за счет бедных. Вот уже скоро семь лет, как нам промывают мозги, утверждая, что энергетическая безопасность страны стоит на двух китах: первый – отказ от покупки росгаза, второй – внутренняя цена должна формироваться на основании импортного паритета. Практика показала, что обе установки уничтожают нашу безопасность, вводя в практику неподъемные, разоряющие цены на газ для населения и всего экономического организма страны. Газ мы по-прежнему берем российский из собственной трубы через бумажно-виртуальный реверс с венграми, словаками и поляками, накручивая дополнительно 50-60 долларов на тысяче кубов в пользу фирм-прокладок, чья прибыль формируется за счет кармана рядовых украинцев. Собственно весь сыр-бор вокруг венгерского контракта с Газпромом Киев поднял в первую очередь из-за того, что ряд чиновников-бизнесменов утратил теперь возможность поднимать на пустом месте 50-60 долларов с тысячи кубов росгаза, который по виртуальному реверсу Украина получала от Венгрии. А последняя в этой схеме обеспечивала половину всех импортных поставок к нам. Теперь эту лавочку на миллиарды, украденных властью у украинцев долларов, прикрыли. Навсегда.
По импортному паритету. Вот у меня вопрос: а почему Киев выбрал в качестве ориентира спотовые цены, а не например, цену трубопроводного газа из РФ в Германию? Ответ очевиден: местным воровайкам не нужен ценовой ориентир стабильного характера. На нем не украдешь. То ли дело спотовые цены. Механизм кражи у страны тут универсальный. Либо отжимают у населения и бизнеса, продавая трубопроводный росгаз из нашей трубы и собственной добычи по цене спотового, когда он в разы выше трубопроводного и собственной добычи, либо требуя у правительства компенсации за «потери». Какие? А упущенной прибыли, которую бы поимел Нафтогаз, если бы газ собственной добычи и псевдореверсный-трубопроводный продавал на спотовом рынке в ЕС. В последний раз эти «потери» Нафтогаз оценил почти в 200 млрд гривен. И потребовал возмещения из госбюджета. Так чьи интересы в таком раскладе обслуживает «импортный паритет»? Народа Украины или банды коррупционеров из Нафтогаза, ОП и правительства?
В итоге получаем: 1. Газ собственной добычи становится гарантом стабильных и низких цен для населения и бюджетников на уровне 1,5-2 гривны за куб. 2. Прямой контракт с Газпромом со скидкой в 25% по цене 150 долларов за тысячу кубов, который перекрывает дефицит газа, если не хватает объемов собственной добычи и увеличивает внутреннюю цену максимум на гривню, то есть до 2,5-3 гривны за куб. 3. Ликвидируем все спекулятивные схемы вокруг импортного паритета-спотовых цен: от виртуального реверса до трат бюджета на компенсации Нафтогазу и субсидии населению. Только по этой позиции получаем до 300 млрд гривен бюджетной экономии, которые уже сейчас могли бы увеличить пенсии в полтора раза. Не говоря уже о возможности прекращения строительства долговой пирамиды, которые съедает полгосбюджета. Останавливаем инфляцию, которая обусловлена высокими ценами на энергоносителями и перестаем угнетать деловую активность высоким процентными ставками НБУ. Которые, якобы сдерживают инфляцию, а на самом деле ведут к удорожанию госдолга и кредитного ресурса для отечественного бизнеса. Ну и так далее и тому подобное по громадному объему позитивных социально-экономических последствий. Включая отказ от рэкета местных бюджетов за счет которых нынче власть собирается удержать тарифы от кардинального роста.
По окончательному итогу запуск предложенной схемы может привести к тому, что в Украине прекратится скатывание в регресс и экономический коллапс. И наконец пойдет не бумажно-виртуальный рост ВВП, а реальный со всеми позитивными вытекающими…
По силам этой нашей власти? 100%. Вопрос в одном: достаточно ли политической воли для настоящей трансформации страны из доходяги в здоровый социально-экономический организм?