Через три месяца после победы "бархатной революции" Армению потрясли громкие аресты "бывших", а страна находится на грани серьезного политического конфликта со своим ближайшим союзником - Россией.
Спусковым крючком кризиса стало задержание второго президента Роберта Кочаряна, который считался "пророссийским", и Юрия Хачатурова, генсека ОДКБ - военный союз части постсоветских стран, которым фактически руководит Россия.
Кочаряна и Хачатурова обвиняют в "свержении государственного строя" по так называемому делу "1 марта" десятилетней давности. Тогда во время митингов оппозиции после избрания Сержа Саргсяна на пост президента произошли стычки с силовиками и погибли около 10 человек. Ответственным за это кровопролитие тогдашняя оппозиция назвала Кочаряна, который на момент выборов все еще исполнял обязанности главы государства и поддерживал кандидатуру своего соратника Саргсяна.
Хачатуров же в то время возглавлял ереванский гарнизон.
Экс-президенту выбрали меру пресечения в виде двух месяцев тюрьмы, а главу ОКДБ отпустили под залог.
Эксперты приводят аналогию: задержание Хачатурова - это то же самое, если бы Норвегия в обход США арестовала генсека НАТО Йенса Столтенберга. Естественно, Москва приняла в штыки последние события в Армении и уже официально высказала недовольство устами главы российского МИДа Сергея Лаврова.
Последний выступил с необычно жестким заявлением.
По его словам, события последних дней "идут вразрез с недавними заявлениями нового руководства Армении о том, что у него нет намерений организовывать преследования своих предшественников по политическим мотивам".
"Происходящее в Армении не может нас не беспокоить, в том числе и с точки зрения задач нормальной работы организаций на пространстве СНГ", - заявил Лавров.
По инсайдерской информации "Коммерсанта", в Кремле задержание Хачатурова сочли серьезным ударом по имиджу военного блока и не исключают, что ОДКБ может возглавить представитель другой страны. Более того, под вопросом оказались и согласованные ранее поставки оружия Армении на $100 млн.
"Страна" разбиралась, что на самом деле происходит в Армении через 100 дней после революции.
Чистки Пашиняна
После массовых акций протеста второй половины апреля ушёл в отставку бывший президент Армении Серж Саргсян, который лишь неделю проработал премьер-министром (по новой Конституции именно глава правительства по сути руководит государством).
А уже в начале мая парламент избрал новым премьер-министром лидера митингующих Никола Пашиняна.
Что характерно - в парламенте большинство на тот момент (да и сейчас) составляет фракция Республиканской партии, которую контролирует Саргсян и, частично, Кочарян. То есть Пашинян стал премьером только благодаря тому, что республиканцы дали ему часть голосов.
А сами ушли в тень, особо не мешая (хотя и не помогая, естественно) новому лидеру.
Такой компромисс наблюдатели связывали с тремя моментами.
Во-первых, банальным страхом и параличем воли у прежних элит. Так как на площади вышли сотни тысяч человек и не было сил, которые могли бы остановить акции протеста. Тем более, что в среде как элиты так и бизнеса уже давно было сильное недовольство засильем так называемого "карабахского" клана Кочаряна и Саргсяна. И многие были не прочь с ним поквитаться.
Во-вторых, Пашинян дал понять, что не намерен устраивать охоту на ведьм и готов к конструктивной работе с парламентом.
В-третьих, новое руководство Армении декларировало верность союзу с Россией. Что гарантировала нейтралитет Москвы в отношении происходивших в Ереване перемен.
Однако, за несколько месяцев с момента прихода к власти нового премьера, ситуация кардинально изменилась.
Прежде всего, война с "попередниками" развернулась на полную мощность.
Первым задержали депутата парламента, экс-министра обороны Манвела Григоряна, человека с неоднозначной репутацией. Затем стали арестовывать членов близкого окружения бывшего премьера Саргсяна, начались чистки в МВД, налоговой и других структурах власти.
Однако, до поры до времени это не приводило к серьезным политическим проблемам и воспринималось как должное - мол, новая метла по новому метет. Нужно ж кого-то примерно наказать.
Кризис развернулся, когда дело дошло до реально серьезных фигур - Кочаряна и Хачатурова.
"Нельзя сказать, что Кочарян - это какой-то очень популярный в стране человек. Совсем нет. Но он и его команда - это жесткие люди, привыкшие отвечать ударом на удар. Кроме того, наезд на Кочаряна за события десятилетней давности воспринимается как личная месть Пашиняна. Ведь именно за участие в беспорядках во время тех событий он и получил срок", - сказал "Стране" источник в армянском парламенте.
На задержание Кочаряна и Хачатурова отреагировала и Республиканская партия инициировала сбор подписей, чтобы освободить экс-президента из-под стражи.
"Идет политическая борьба, дело имеет очевидный политический контекст. Все обвинения против Кочаряна сфабрикованы. Это репрессии", - сказал "Стране" Виктор Согомонян руководитель офиса Кочаряна, его бывший пресс-секретарь.
По мнению Согомоняна, одной из причин ареста шефа являются его высокие, как он считает, шансы на будущих выборах.
Среди армян отношение к Кочаряну неоднозначное. "Одни называют его богатейшим человеком Армении, при котором разрослась коррупция (без взяток ничего не решалось - без "благодарности" нельзя было ни устроиться воспитательницей в детсаду, ни получить справку от врача) и укрепились кланы, другие считают его арест политическим делом", - сказал нам армянский предприниматель Карен Давидян.
Проблемы с Россией
Впрочем, если с внутриполитическими проблемами Пашинян еще может справиться (его популярность все еще высока, а поддержка в обществе прежней власти крайне низкая), то куда большую угрозу для него представляется внешний фактор. А именно - проблемы с Россией.
Последняя является главным военно-политическим союзником Еревана и фактически гарантом безопасности Армении, находящейся в окружении недружественных соседей - Азербайджана и Турции.
Кроме того, россияне владеют стратегическими отраслями армянской экономики (энергетика, железные дороги).
Как писалось выше формальной причиной назревающего конфликта является задержания близких к России Кочаряна и, особенно, Хачатурова.
Однако ряд наблюдателей считают, что проблема глубже.
"В России укрепляется мнение, что Пашинян не является самостоятельным игроком и во-многом зависим от своего окружения. А там сильны позиции представителей фонда Сороса и других НКО. Последние ведут антироссийский курс. И премьер этому не сопротивляется", - говорит источник в армянском парламенте.
Оппозиционер Никол Пашинян пришел к власти на волне бескровной революции. Фото: ТАСС
У Пашиняна обвинения в антироссийском курсе отметают. Официально он выступает за сохранение членства Армении в Евразийском союзе, ОДКБ и сотрудничество с Россией.
"Эйфория спадает, а подвижек нет"
В экспертной среде не считают, что аресты, как и апрельская революция, инспирированы извне, а называют последние события внутриармянскими делами и сменой элит.
"Это событие внутреннего характера, не связанное с внешней политикой, которое является результатом транзита власти. Происходит смена политических элит. А Кочарян считается автором прежней политической системы и воспринимается как человек, который виновен в ряде дел, среди которых события 1 марта. Новые власти играют на этом", - сказал "Стране" политолог Александр Искандарян, директор Института Кавказа.
В тоже время, по словам Искандаряна, отношение в обществе к самому Пашиняну и его правительству постепенно меняется.
"Пашинян с командой пришли на правильных лозунгах - борьбы с коррупцией, олигархами, за справедливые законы. Его многие любят, считают честным и умным. Новое правительство получило большой кредит доверия, но пока мы видим только увольнения и посадки представителей прошлой власти. Но так коррупцию не победишь. Это система. Постреволюционная эйфория понемногу спадает, а подвижек в экономике пока нет. Треть населения по-прежнему бедствует, каждый пятый - безработный, а минимальная зарплата - $115. Есть опасения, что такая политика может перерасти в мягкую диктатуру. Время покажет", - сказал нам один из армянских предпринимателей.
"Среди армян Пашинян как народный лидер сильно популярен, - рассказал "Стране" армянский журналист Карен Товмасян. - Его любят за демонстрируемую им открытость, близость к народу, современность. Например, впервые в Армении политик такого уровня стал использовать онлайн-трансляции в Фейсбуке для общения с людьми. Он ведет стримы с помощью селфи-палки, которую всегда носит в своем "революционном рюкзаке". Он отвечает на вопросы на своей странице (но в то же время некоторые журналисты рассказывают, что чиновники правительства не всегда отвечают на официальные запросы). Еще он завоевал симпатии скромностью - скажем, носит часы за 200 долларов, которые подарила ему жена. Тоже журналистка, как и он сам в недавнем прошлом. Другой вопрос - как долго продержится высокая поддержка Пашиняна, каким управленцем он себя покажет. Без серьезных сдвигов в экономике, повышения зарплат и инвестиций премьеру будет сложно удержать популярность на прежнем уровне".
Искандарян также говорит, что армяне от правительства в первую очередь ждут улучшения социально-экономической ситуации, роста зарплат и пенсий, установление верховенства права.
"Это системные проблемы. И решать их придется долго. А пока легче бороться с бывшими чиновниками", - говорит политолог.
Теперь, по словам эксперта, Армению ждут внеочередные парламентские выборы, которые Пашинян намерен провести, чтобы получить свою крупную фракцию.
"И премьеру нужно провести их как можно скорее. Ведь его широкая социальная поддержка будет падать", - прогнозирует Искандарян.
О своих планах Пашинян обещает рассказать на 100 дней своего премьерства. По этому случаю 17 августа он собирает большой митинг в Ереване.
"Надо провести важный разговор о том, что произошло в Армении за эти дни, что произойдет", - сказал Пашинян.