Депортация Саакашвили: а что дальше?
Саакашвили снова не в Украине. Еще к обеду ничего не предвещало такого резкого поворота, но уже ужинать бывшему грузинскому президенту против воли пришлось в Варшаве.
Операция была молниеносной. Настолько молниеносной, что поневоле нужно поставить под сомнение ту информацию, будто проводили ее руками Госпогранслужбы. Скорее "Альфа" переоделась в пограничников в то время, когда СБУ и ГПУ во всеуслышание заявляли, что они тут не причем.
Сторонники Саакашвили в этот раз везде опаздывали. Пока они организовывали бригады блокирования "Борисполя" и "Жулян", их лидера уже привезли в аэропорт. Когда протестующие прибыли в "Борисполь", их лидера уже депортировали.
В общем, все было организовано на редкость слаженно и без утечек информации. Однако блестяще проведенная операция – это нечто вроде громкого эффекта Шокина при предъявлении видео о взяточничестве Мосийчука. Результат этого громкого эффекта известен: Мосийчук все еще в парламенте, делает высказывания, подпадающие под уголовные кодекс, но с ним ничего не происходит.
Результат операции по высылке Саакашвили будет таким же. Она не напугала самого Саакашвили, поскольку только лишний раз продемонстрировала, что власть его боится. Она, возможно, на некоторое время деморализовала сторонников Михо, но и это ненадолго. В век сплошной интернетизации руководить протестами можно и из Варшавы.
К тому же, ничто не мешает Саакашвили вернуться. Законно он это сделать не может, но ведь в сентябре его прибытие в Украину тоже было незаконным. Так что и в следующий раз Михо может вернуться, не опасаясь последствий. Потому что максимум, что ему грозит, – это новая депортация.
Наконец, совершенно в дурацком положении оказалась Генпрокуратура, которая громогласно обвиняла Саакашвили в подготовке государственного переворота на деньги Курченко. А теперь, получается, пограничники дали уехать из страны подозреваемому в опаснейшем преступлении. Что дает дополнительные аргументы для тех, кто изначально считал это уголовное дело фейковым.
Турчинов шантажирует Порошенко?
На фоне скандала с высылкой Саакашвили затерялся комментарий, который дал секретарь СНБО Турчинов о политических перспективах власти. Хотя он стоит того, чтобы внимательно вчитаться. Состоит комментарий из двух основных частей: во-первых, из заявления, что Турчинов не будет главой избирательного штаба президента на ближайших выборах, во-вторых, из намека на то, что власти в случае раскола грозит неминуемый крах.
Анализировать эти два заявления по отдельности нет смысла, потому что они составляют единое целое и сводятся к тому, что в отношениях между двумя частями власти все плохо. Отказ Турчинова от руководства штабом Порошенко – это индикатор того, что БПП и "Народный фронт" не смогли договориться о распределении долей в объединенной партии и сфер влияния во власти после выборов.
И если бы этой фразой все ограничивалось, можно было бы говорить, что развод двух партий власти окончательный. Но второе заявление – это одновременно и предупреждение, и предложение для Порошенко. Который должен согласиться на условия НФ, иначе каждый будет играть за себя – и тогда президенту ничего не светит.
Предложение, в принципе, разумное, но у него есть одно слабое место: объединение БПП с НФ вовсе не гарантирует Порошенко переизбрания на второй срок и успеха на парламентских выборах-2019. Больше того, электорально НФ в общую копилку вообще ничего не приносит. Правда, приносит админресурс от министра внутренних дел, но даже этого может быть мало.
Поэтому торги, конечно, продолжатся, но шансов на их успешное завершение больше не станет.
Миротворцы на Донбассе: из Бразилии и Белоруссии?
О миротворцах на Донбассе говорят много и давно, но вчера впервые прозвучали конкретные наметки. Они стали известны после публикации доклада бывшего генсека НАТО Расмуссена, написанном для презентации на начинающейся в пятницу Мюнхенской конференции по безопасности.
Расмуссен, хотя и числится советником Порошенко, написал вещи, не слишком приятные для украинского президента. Главная из них – что миротворческая миссия на Донбассе не должна состоять из войск НАТО. То есть какие-либо надежды Банковой на то, что Украина окажется под натовским зонтиком (и, в конце концов, под ним останется) разбиваются в прах.
Вторая неприятная новость состоит в том, что в качестве миротворцев Расмуссен предлагает привлечь военных из Швеции, Бразилии и Белоруссии. Они приведены в качестве примера, но этот пример означает, что часть миротворцев будет из стран, с которыми у украинской власти не самые лучшие отношения или которые вообще являются союзниками России. Правда, для компенсации оставлена Швеция, которая имеет не лучшие отношения с Россией.
Наконец, третья неприятная новость: Расмуссен предлагает миротворческий контингент из 20 тысяч военнослужащих и 4 тысяч полицейских. При этом в докладе указывается, что вообще-то политики говорят о необходимости 50-тысячного контингента, но не стоит ждать, пока такое количество насобирают. На практике это означает, что, хотя в перспективе миссия может стать полноценной, но на первом этапе ее хватит только для размещения на линии соприкосновения сторон конфликта. То есть – по тому сценарию, который отстаивает Путин.
Конечно, Расмуссен – бывший генсек НАТО, но можно не сомневаться, что его доклад в Мюнхене поддержат. Во-первых, потому, что больше вообще никто ничего не предлагает, во-вторых, потому, что в этом докладе высказаны мысли, которые поддерживает большинство Евросоюза, но не может высказать из-за задекларированной поддержки Украины.
С другой стороны, такой план вряд ли поддержит украинская власть. И большой вопрос - хватит ли аргументов у западных партнеров убедить Киев передумать. Ранее таких аргументов оставалось недостаточно.
Зачем миссия МВФ приехала в Киев?
В Киев тем временем прибыла другая миссия – Международного валютного фонда. Ее прибытие, конечно, радостное событие для украинской власти, но для остальной страны его радостным не назовешь. Потому что приезд миссии означает: власть согласилась на уступки, и теперь переговорщики будут определять размеры этих уступок.
Неизвестно, согласилась ли власть уступить в вопросе Антикоррупционного суда (поскольку миссия МВФ общалась только с правительством и финансистами), зато точно понятно, что по вопросу газа она на уступки пошла. Как и обещал Порошенко в Давосе.
Для всей Украины это означает, что в новый отопительный сезон осенью придется входить с новыми ценами на газ, которые могут подняться почти в два раза, и с новыми ценами на отопление, которые тоже поднимутся раза в полтора.
Каждый может примерить такой коэффициент к своим платежкам, чтобы понять, чем именно он заплатит за получение властью очередного транша. А власти, в свою очередь, нужно будет примерить эти платежки к рейтингам, чтобы понять, что от них останется накануне президентских выборов.
Украина без чемпионата мира по футболу?
Общественное телевидение (бывший Первый национальный) не покажет чемпионат мира по футболу. Единственное объяснение – потому что он будет проходить в России. Никакого другого объяснения нет, потому что еще в бытность Первым национальным, при "злочинной владе", он купил права на трансляцию. То есть все возможности показать есть, но – не покажут.
Безусловно, в Украине есть категория граждан, которым не интересен футбол или которые считают, что нужно запретить все трансляции из "страны-агрессора". Но логика подсказывает, что категория, у которой совпадают эти две категории интересов, совсем не велика.
Куда больше людей, которые не поймут, почему нельзя посмотреть матчи сборных Бразилии, Германии или Аргентины, пусть даже они и будут играться в Санкт-Петербурге или Ростове-на-Дону. И не так уж мало тех, которые считают, что запреты, в принципе, – глупость. Не случайно запрещенный ВКонтакте до сих пор входит в число самых популярных соцсетей.
В общем, решение НОТУ может спровоцировать резкое увеличение спроса на спутниковые тарелки даже в тех регионах, где о сепаратизме вообще ни слухом, ни духом. Правда, спасти ситуацию могут другие отечественные каналы. Прежде всего, "Украина", которая традиционно выкупает Лигу чемпионов и Лигу Европы. Правда, не факт, что она захочет это делать, имея вполне понятную перспективу обструкции со стороны "патриотической" части общественности.