Генпрокуратура Украины добилась "задержания" Гужвы
Вчера стало известно о новом витке атаки власти на "Страну". Генпрокуратура обратилась в Шевченковский районный суд Киева за разрешением на задержание главного редактора издания Игоря Гужвы и, естественно, получила на него согласие.
В принципе, все было достаточно предсказуемо. ГПУ понадобилось прикрыть свой прокол с непродлением меры пресечения для главреда "Страны" и, что называется, сделать хорошую мину при плохой игре.
Ситуация оказалась настолько предсказуемой, что юрист Андрей Портнов даже выдал прогноз, в котором пошагово расписал предстоящие действия Генпрокуратуры и власти вообще. В этот прогноз входят и обращение в Интерпол, и даже попытка президента Порошенко "уладить" вопрос об экстрадиции Гужвы во время предстоящего визита в Австрию.
Сбудутся ли предсказания Портнова, узнаем в скором времени. В принципе, учитывая то рвение, с которым власть пытается уничтожить "Страну", вероятно все, в том числе и президентское "ходатайство" в Вене.
Однако, говоря о прогнозе Портнова, нельзя не упомянуть и о его последних пунктах. О том, что Порошенко в Вене откажут, что Гужва получит политическое убежище, а его дела в Украине "заморозят". Прогноз оптимистический, но тоже вполне реальный. Потому что у нынешней украинской власти разваливается абсолютно все, за что она берется.
Больше того, разваливается даже все, к чему она прикасается. Это к нынешней ситуации на Мальдивах.
Антипольское заявление Рады и подписанный "антибандеровский закон"
Парламент вчера принял свое антипольское заявление, направленное против принятия Сеймом и Сенатом закона об уголовной ответственности за преступления украинских националистов. Принял именно в том варианте, который накануне опубликовала "Страна", – со всеми обвинениями в разжигании антиукраинских настроений и работе на Кремль.
Правда, единодушного осуждения поляков не получилось – проголосовали всего 242 депутата. То, что не дадут своих голосов "Оппозиционный блок" и большая часть "Видродження", было предсказуемо: они представляют электорат, который к ОУН-УПА относится скорее как поляки, чем как нынешняя украинская власть. Но кроме этих двух фракций отступники от генеральной линии нашлись в каждой из фракций и групп. Включая даже львовскую "Самопомощь".
Скорее всего, у этих отступников мотивы были другие – либо бизнес в Польше, либо просто нежелание портить отношения с Варшавой. Но, так или иначе, именно они оказались в выигрыше. А 242 депутата, обратившихся к президенту Польши Дуде с призывом не подписывать "антибандеровский закон", оказались в дураках, поскольку уже спустя пару часов Дуда заявил, что закон подпишет.
Так что практической пользы громкое заявление не принесло. Зато стало еще одним поводом для националистов в Варшаве заявить о том, как в Украине растут антипольские настроения. В общем, сделать еще один шаг к тому, чтобы украинско-польские отношения окончательно стали похожи на отношения с Венгрией и Россией.
"Реинтеграция" ушла на подпись
Еще до упомянутого заявления Верховная Рада успела проголосовать за постановление, отменяющее закон о "реинтеграции" Донбасса. Точнее, завалить его. Поскольку за проект, поданный "Оппозиционным блоком", проголосовала только сама фракция ОБ. Даже "Видродження", часто голосующее синхронно с бывшими коллегами по Партии регионов, в этот раз ни одного голоса не дало.
Заваленное постановление открывает для Парубия путь к подписанию закона и передаче его на подпись президенту. Можно не сомневаться, что обе подписи на документе появятся, хотя не факт, что тот же Парубий распишется с большой охотой.
Потому что уже после принятия закона в "Народном фронте" вдруг поняли, что направлен он прежде всего против Путина и… Авакова. Против Путина – словесно, через признание России агрессором на Донбассе. А вот против Авакова – через передачу руководства операциями на Донбассе из Антитеррористического центра в Минобороны.
Такая передача означает, что на принятие решений по боевым операциям и размещению войск больше не смогут влиять ни руководство МВД с Нацгвардией, ни руководство СБУ. Соответственно, Минобороны (читай – главнокомандующий) само будет принимать решения относительно того, находиться ли на передовой частям Нацгвардии или нет. А отсутствие частей Нацгвардии на передовой – это лишение Авакова возможности влиять на внешнеполитическую ситуацию.
Так что можно только восхититься талантами команды Порошенко, которая из закона, предложенного изначально Турчиновым, в результате сделала закон, направленный против его союзника по "Народному фронту".
Фракция БПП худеет
Еще одна вчерашняя новость из парламента – выход из фракции Блока Петра Порошенко двух депутатов, Кривенко и Кишкаря. У обоих это уже вторая фракция, которую они покидают в нынешнем созыве: Кривенко и Кишкарь прошли в парламент по списку "Самопомощи", оттуда были исключены (а не ушли сами, поэтому к ним не могут применить императивный мандат), потом пришли в БПП и теперь уходят, за что им снова ничего не будет, потому что в президентскую фракцию попали не по ее списку.
Уже все вышеперечисленное говорит о том, что в команду Порошенко они входили весьма условно. Точнее, вообще не входили, а лишь пополнили ряды для того, чтобы весной 2016 года хоть как-то сформировалась коалиция БПП и "Народного фронта". Неизвестно, что упомянутые депутаты за это получили, но, в любом случае, сегодня они уже в БПП не нужны: коалиция все равно оказалась "липовой", что, впрочем, никого уже не интересует.
Однако сам факт того, что депутаты уходят из президентской фракции, свидетельствует: это можно делать, и за это ничего не будет. Поэтому в случае если шансы президента и его команды остаться у власти будут таять, фракция БПП начнет сыпаться, как фракция Партии регионов в феврале 2014-го.
А это может произойти уже очень скоро, поскольку соцопросы начали показывать, что БПП-"Солидарность" в партийных рейтингах уже только четвертая.
"Черный вторник" биржи: эпизод или начало?
Тревожная новость с Запада: вчера обвалились все фондовые рынки, а рейтинг Dow Jones рухнул сразу на 1200 пунктов.
Аналитики успокаивают, что ничего страшного нет, что все это – неизбежное падение после бурного роста в течение всего 2017 года. Возможно, это и так. Даже хотелось бы, чтобы было так, потому что все произошедшее вчера очень напоминало "черный четверг" 24 октября 1929 года, с которого началась Великая депрессия. Причем в первые недели после "черного четверга" аналитики точно так же рассказывали, что падение временное, причин для долговременного тренда нет, а потому котировки вот-вот пойдут вверх. Но не пошли.
Был ли вчерашний "черный вторник" разовым явлением или нет, станет ясно уже сегодня. Но, в любом случае, он должен стать всем нам напоминанием о том, что новый сентябрь 2008 года возможен в любой момент. Со всеми уже известными последствиями и для украинской экономики, и для украинской политики.