Луценко снова не пустили в генпрокуроры
Первый после каникул сессионный день парламента снова продемонстрировал, что коалиции в нем нет. Вчера президент сделал еще одну попытку протолкнуть через Верховную Раду закон, разрешающий стать генпрокурором человеку без юридического образования и с минимальным опытом работы в правоохранительных органах (то есть Юрию Луценко), но эта попытка оказалась провальной.
А между тем Банковая задействовала все резервы. Помимо фракций БПП и «Народного фронта», во время голосования вытащили резервный козырь – группы «Видродження» и «Воля народа», которых третируют как бывших регионалов, но без которых сейчас коалиция невозможна. Именно с их помощью в апреле премьером был назначен Гройсман, но теперь не помогли и они – 224 голоса за первое чтение.
Понятно, что при таком минимальном недоборе в провале голосования можно винить и «Народный фронт» (минус 9 голосов), и «Видродження» с «Волей народа» (минус 11). Но главную подножку президенту сделала его собственная фракция, недодавшая 29 голосов, причем пять из них голосовали против и еще пять воздержались.
Впрочем, как раз у отдельных частей президентской фракции больше всего причин для саботажа кандидатуры Луценко. Одни негативно воспринимают его самого, получив полуторагодичный опыт работы с ним как с лидером фракции. Других, наоборот, устраивает то, что Луценко не в состоянии навести порядок во фракции, – и его замены потенциальным диктатором вроде Кононенко они не хотят.
Между тем, как раз необходимость убрать Луценко с руководства фракции без имиджевых потерь для последнего является одной из ключевых причин, по которым президент так настойчиво проталкивает его в Генпрокуратуру. В условиях крайне неустойчивого большинства в парламенте послушная фракция Порошенко нужна даже больше, чем свой человек в Генпрокуратуре. Хотя и последний фактор также играет важную роль – а по-настоящему «своих» людей в запасе у президента практически не осталось. Не возвращать же Ярему.
Так что вчерашняя попытка явно не последняя. 224 голоса показывают, что дотянуть нужно совсем немного. Однако и новые провалы вполне вероятны, тем более, что Парубий не Гройсман. И помогать президенту не станет. Да и олигархические группы влияния вряд ли хотят видеть на посту главы ГПУ верного солдата президента. Разве что в обмен на очень большие уступки и на очень серьезную систему сдерживания своеволия генпрокурора.
Офшорный скандал разрастается
О том, что фракция «Народного фронта» во главе с Парубием выбрала тактику скрытой оппозиционности, ясно дала понять ситуация с временной следственной комиссией по офшорным компаниям президента и его окружения. Эту комиссию требовал Ляшко, и спикер уступил с такой легкостью, как будто речь шла не о президенте и лидере союзной партии, а о ком-то из представителей «бандитской власти».
Кстати, во вчерашней порции панамских документов всплыл очередной перечень фамилий украинцев, которые имеют компании в офшорах. Там оказались и представители прошлой власти вроде сыновей Азарова и Ефремова, но главный интерес все-таки вызывают представители власти нынешней. А там – и замсекретаря СНБО Гладковский (ранее носивший фамилию Свинарчук), и главный люстратор Минюста Татьяна Козаченко, и глава АП Ложкин со всем его окружением. Это помимо ранее опубликованных сведений о президенте и его окружении.
Однако, чем шире становится круг людей, затронутых офшорным скандалом, тем меньше шансов на то, что он приведет к каким-либо последствиям. ВСК, которую требует Ляшко, скорее всего, создадут, но утверждать ее результаты будет некому. Слишком уж офшорный у нас парламент.
Мосийчук ни в чем не виновен?
Еще одно резонансное событие вчерашнего дня – решение Верховного суда, признавшего незаконным лишение Игоря Мосийчука депутатской неприкосновенности. Казалось бы, после демонстрации в парламенте видео с вымогательством взятки хотя бы в этом случае никаких вариантов быть не может, – но оказалось, что даже это не доказательство.
О причинах такого решения сложно говорить однозначно. Вполне вероятно, что судебная система становится в открытую оппозицию власти, угрожающей поголовной люстрацией, – пытаясь при этом приобрести союзников в радикальном лагере. Но не исключено и то, что сама власть, чувствуя свою шаткость, спускает на тормозах дела против политических конкурентов, не желая увеличивать количество явных врагов.
Так или иначе, факт остается фактом: ни одно громкое дело послемайданного периода не доведено до громкого приговора. А это, безусловно, бьет по имиджу власти как среди населения, так и у западных партнеров. Никто уже не верит, что коррупционеры или даже убийцы могут быть наказаны.
Горячая вода: на вес золота
Тем временем вчера было объявлено об очередном повышении тарифов. Теперь стали известны новые цены на горячую воду, которые вступят в силу с 1 июля. В среднем по стране кубометр горячей воды будет стоить около 80 гривен, а максимальная цена – 93 гривны – ждет жителей Днепропетровска.
Понимая, что подобные цифры ввергнут население в шок, вчера оппозиционные фракции в срочном порядке внесли тарифный вопрос в перечень поднимаемых тем. И даже добились того, что Парубий пообещал позвать в парламент премьера, который должен объяснить, откуда берутся такие цены. Впрочем, никто не сомневается, что никакие дискуссии в парламенте не изменят мнения Гройсмана о тарифах – тем более, что сейчас в Киеве находится миссия МВФ, которая таких шараханий точно не поймет.
Отменят ли 9 мая?
Во власти не могут не понимать, как воспринимается в народе ее социальная и гуманитарная политика. Наглядным пособием настроений значительной части украинцев, как известно, стало 9 мая, когда на улицы городов страны вышли тысячи людей, у многих из которых были красные знамена или георгиевские ленточки.
Однако признать, что массовость протестного праздника – это результат новых тарифов и запрета Знамени Победы, власть не может. Поэтому вчера с утра ее представители стали озвучивать один и тот же тезис: эксцессы 9 мая – это российская провокация, в которую Кремль вложил немало денег. Причем озвучивание этого тезиса – единственная тема, в которой партии президента и премьера действовали в унисон.
Тезис не нов. За последние два года в списке российских провокаторов побывали все противники власти – от противников АТО до его участников. А потому никакого эффекта даже в лояльном к власти информпространстве его озвучивание не дало.
Однако решать проблему как-то нужно. И параллельно с тезисом о «российском следе» стали звучать заявления близких к власти чиновников и политологов о необходимости отмены праздников 1 и 9 мая. Сегодня это выглядит невероятно, однако за последние два года все убедились, что при нынешней власти возможно все.
Пойдет ли Яценюк в Раду?
Вчера Центризбирком назначил перевыборы сразу на четырех округах, оставшихся без депутатов. 17 июля голосовать за новых избранников будут в Днепропетровской, Ивано-Франковской, Полтавской и Черниговской областях.
О том, кто может пойти на эти округа, пока никакой информации не появилось. Главная интрига: попытается ли пройти в парламент Яценюк. После отставки экс-премьер залег на дно, выжидая, когда негатив от деятельности Кабмина Гройсмана затмит собой воспоминания о работе его правительства. И, судя по тарифному шоку последних недель, ожидания Яценюка небезосновательны.
Однако мало отмыться от прежнего имиджа – нужна трибуна, взобравшись на которую, можно будет строить новый имидж. Такая трибуна для Яценюка сейчас доступна только в парламенте. А потому вполне возможно, что экс-премьер таки сделает заявку, – в Ивано-Франковске или Чернигове (или в Волынской области, если выборы на округе Еремеева все же назначат).
На Ивано-Франковск, кстати, может быть еще один претендент с громким именем – Олег Тягнибок, которому позарез необходимо в парламент, чтобы возобновить присутствие «Свободы» в информпространстве.
Что касается Днепропетровска, то тут наверняка будет очередная битва не на жизнь, а на смерть между людьми Филатова и Вилкула. Это, кстати, был бы идеальный вариант для Корбана, но он со своей условной судимостью сейчас идти в Раду не может.