Саакашвили в Польше: не лучше, чем в Украине?
Депортация Саакашвили в Польшу по горячим следам оставалась основной темой обсуждения. Обсуждали самолет, на котором экс-президента Грузии депортировали, сам способ депортации, но больше всего – политические последствия. И по итогу этих обсуждений сложилось довольно-таки однозначное мнение, что Саакашвили в Польше ничуть не лучше для власти, чем Саакашвили в Украине.
Во-первых, он снова начнет вояжи по европейским столицам (и Вашингтону) с рассказом о том, какая нынче в Украине власть. Собственно, Михо уже пообещал сделать Порошенко "нерукоподаваемым" в демократическом мире, и эта угроза не так уж нереальна: за последние полгода украинская власть наделала столько ошибок, что отношение к ней и без Саакашвили уже, как говорится, зашкаливает.
Во-вторых, в Украине тем временем протесты могут не ослабеть, а усилиться. Ближайшие соратники Михо в первый же вечер депортации показали, что способны оперативно организоваться. А организоваться на воскресенье, на волне возмущения от высылки Саакашвили, тем более проблемы не составит.
И, в-третьих, власть будет жить под дамокловым мечом еще одного возвращения экс-президента Грузии в Украину. Границы страны во многих местах прозрачны, большинство стран-соседей уже ненавидят нынешнюю украинскую власть, так что только поспособствуют такой акции.
И когда Саакашвили снова появится в Киеве, под охраной собственных сторонников и индульгенции из Вашингтона, для Банковой это будет окончательная потеря лица и авторитета.
В этой связи особое значение приобретает позиция главы МВД Арсена Авакова. Стоит отметить, что именно его люди (погранслужба), по сути, не воспрепятствовали возвращению Саакашвили в Украину. Именно его люди (опять же – погранслужба) депортировали Михо в Польшу. И именно от его людей теперь зависит – пустят ли экс-президента Грузии вновь в Украину.
Удобный рычаг давления на президента.
Новый ультиматум Будапешта. НАТО поддерживает
Венгрия выдвинула новый ультиматум украинским властям: она заблокирует все сотрудничество Киева с НАТО, если действие закона об образовании в части запрета на обучение на языках нацменьшинств не будет приостановлено. До тех пор, пока украинские власти не договорятся с самими нацменьшинствами обо всех деталях образовательного закона.
Свою угрозу Будапешт подтвердил действиями, заявив, что саммит Украина-НАТО, назначенный на февраль, отменен из-за венгерского вето. Более того, венгры получили поддержку самого руководства НАТО: его генсек Столтенберг заявил, что Киев должен "более внимательно ознакомиться" с рекомендациями Венецианской комиссии. Проще говоря, выполнить их.
Ситуация для Банковой оказалась в тупике. Даже если Минобразования, Кабмин или сам президент инициируют создание рабочей группы, которая выработает текст, устраивающий нацменьшинства, нет ни одного шанса, что такой законопроект пройдет через парламент.
По большому счету, президенту нужно было влиять на собственную фракцию, когда закон принимался (а без нее ничего принято не было бы), или, в крайнем случае, применить право вето. Но Порошенко думал, что первая волна возмущения сойдет, и все успокоится. Однако – не успокоилось.
Между тем, НАТО, как известно, объявлен нынешней властью стратегической целью, наравне с Евросоюзом. А о какой цели можно говорить, если у нас даже сотрудничества с этой организацией нет?
Польша атакует Хмельницкого
Новый скандал на польско-украинском "фронте". Теперь уже полностью инициированный польской стороной. Глава нового правительства Польши (создания которого так ждали в украинской власти) Моравецкий заявил в Хелме (бывшем украинском Холме), что Холокост на территории Польши начался с восстания Хмельницкого, во время которого массово убивали евреев. Больше того, он поставил в один ряд с Хмельницким вождей немецкого нацизма Гитлера и Гиммлера.
Почему Варшава вдруг стала копать настолько глубоко, что докопалась до XVII века, в общем-то, понять можно. Для польской власти сейчас важно загладить инцидент с Израилем, который произошел после принятия нового устава Института нацпамяти (где не только ввели уголовную ответственность за героизацию ОУН-УПА, но и запретили писать о "лагерях смерти в Польше"). А для этого нужно демонстрировать особенную лояльность к евреям – желательно вообще показать, что поляки все время защищали евреев, а уничтожали их враги Польши.
Вот отсюда и возник весь исторический ряд – от Хмельницкого до Гитлера. Могли бы в него внести и Петлюру, но тот в свое время подписывал с поляками соглашения, отдавая им Галичину, поэтому в разряд врагов не попадает.
МВФ снова хочет Антикоррупционный суд
Похоже, визит миссии МВФ в Киев прошел не совсем удачно для украинской власти. Пока визитеры вели переговоры с премьером, главами Нацбанка и Минфина, представитель фонда в Киеве Люнгман заявил, что главное требование для получения новых траншей остается неизменным – создание Антикоррупционного суда.
Причем не просто суда: он, как сказал Люнгман, должен быть независимым, в него нужно набрать независимых судей с безупречной репутацией и запустить работу этого суда без задержек. В общем, полный набор того, с чем Банковая согласиться никак не может.
Украинская власть готова распродать госсобственность, продать землю и обложить население удвоенным тарифом на газ и отопление, но вот создать Антикоррупционный суд, судей в который будут набирать западные партнеры и доноры, – это невозможно. В этом случае можно лишиться не только власти, но и свободы.
Поэтому власть прибегнет к обычной тактике: говорить "да", но делать по-своему. Однако эта тактика способна работать лишь непродолжительное время и траншей она уже не приносит. Поэтому из всех возможных вариантов для власти остается один: весь бюджет направить на оплату долгов фонда, а для оплаты нужд страны деньги напечатать. Это, конечно, приведет к бешеной инфляции – но, может, она произойдет уже после президентских выборов.
Дело Труханова: следы ведут в Киев?
В Одессе для власти намечаются большие проблемы. И для местной, и для центральной. Вчера детективы НАБУ вручили подозрения мэру города Труханову и еще четырем чиновникам из его команды. Речь идет о деле по покупке городом по завышенной цене здания неработающего завода "Краян". Локальная, в принципе, ситуация может привести к кризису на самом высоком уровне.
Во-первых, велика вероятность, что Порошенко потеряет Одессу. Труханов со своей партией "Доверяй делам" был лояльным союзником, выполняя в городе ту же роль, которую в других регионах играет "Наш край". "Сдала" его Банковая или просто не смогла защитить, для одесского мэра значения не имеет – в любом случае такой "союзник" не нужен. А значит люди Труханова предпочтут "доверять делам" других сильных политических групп региона – "Оппозиционного блока" и "Батькивщины".
Во-вторых, вполне вероятно, что одесская коррупция может выйти на центральный уровень: нардеп-еврооптимист Лещенко вчера сообщил о наличии информации, по которой деньги от аферы с "Краяном" предназначались секретарю СНБО Турчинову и его бизнес-партнеру Дубовому. Если Труханов действительно страдает за других, то ему не будет никакого резона покрывать этих "других".
Наконец, дело Труханова – очень плохой пример для всех, кто еще является союзником Банковой в регионах. Ведь если президент с такой легкостью сдает Труханова, то кого он вообще может защитить?