Сытник (слева) и Холодницкий
Сытник (слева) и Холодницкий

Вчера, впервые в истории новых антикоррупционных органов – Национального антикоррупционного бюро и Специализированой антикоррупционной прокуратуры возник реальный конфликт интересов со старой некогда всесильной Генеральной прокуратурой, в последнее время растерявшей былой вес и влияние, распорошенное между разными правоохранительными новообразованиями.

Речь идет о первом обыске в здании НАБУ, расположенном на площадях упраздненного Минпромполитики на улице Сурикова. В пятницу туда нагрянул начальник Департамента ГПУ, который принято величать не иначе как Департамент Кононенко-Грановского – Дмитрий Сус с определением Печерского суда о проведении обыска. Правда в самом судебном документа было лишь указано, что ГПУ расследует фактовое производство по факту незаконного прослушивания государственных лиц. Но никакой конкретики – чьи конкретно права ущемлены.

Как удалось узнать из собственных источников в НАБУ, никакого обыска 5 августа проводить не пришлось так как после переговоров в кабинете директора НАБУ Артема Сытника, детективы сами выдали прокурорам копии ходатайств о проведении негласных следственных действий, которые и стали предметом скандала. Как стало известно позже, обыски Генпрокуратуры в офисе НАБУ связаны с уголовным производством, которое детективы бюро возбудили в отношении заместителя прокурора Киевской области Александра Колесника (сейчас находится в Лукьяновском СИЗО). Чиновник является главным подозреваемым в деле о хищении сахара стоимостью 300 млн. гривен.

~

В пресс-службе НАБУ, заявили, что «основанием для обыска было указано расследование уголовного производства от 22 апреля 2016 года по факту незаконного прослушивания сотрудниками НАБУ телефонных разговоров.  Объекты прослушки связаны с хищением сахара со складов ГП «Аграрный фонд» в Черкасской области общей стоимостью более 300 млн. грн. Ключевым подозреваемым в данном производстве является заместитель прокурора Киевской области Александр Колесник, задержанный детективами НАБУ 18 мая 2016 года и взятый под стражу 20 мая 2016 года. Он подозревается в злоупотреблении служебным положением».

Из неофициальных источников в прокуратуре удалось узнать, что в рамках расследования дела Колесника детективами НАБУ было согласовано с прокурорами САП ряд ходатайств о проведении «прослушки». Как правило, в дополнениях к таким ходатайствам прилагаются документы, подтверждающие кого конкретно планируется прослушивать и на каком основании.

Однако, как  узнала «Страна» из собственных источников в прокуратуре, в эти ходатайства почему-то вписали телефоны ряда людей, у которых нет никакого статуса в деле Колесника. Более того в этот шорт-лист попали контакты депутатов и прокуроров. По некоторым данным прослушивали прокуроров ГПУ и некоторых депутатов от БПП. Появлялась даже неофициальная версия что слушали самого Игоря Грановского, но он не стал пока развивать эту тему и официально откомментировал «Стране» что на незаконную прослушку не жаловался. Когда же вскрылось, что высокопоставленных прокуроров и нардепов слушают – были внесены сведения в Единый реестр досудебных расследований еще 22 апреля этого года  и начали разбираться. Сейчас правовая квалифицикация этого дела – ч. 2 ст. 163 УК «Нарушение тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной или другой корреспонденции, которые передаются средствами связи или через компьютер, совершенные в отношении государственных либо общественных деятелей, или совершенные должностным лицом или с использованием специальных средств, предназначенных для негласного снятия информации».

Санкция статьи до семи лет тюрьмы.

По итогам разборок долго не хотели выносить сор из избы. По нашим данным добровольно на запрос прокуратуры детективы НАБУ документы о «прослушке»  выдавать отказались. Поэтому потребовалось провести обыски в офисе НАБУ.

~

Генпрокурор Луценко попытался сделать умиротворяющие заявления. Мол возможно по ошибке кто-то из СБУ или НАБУ прослушивал человека, не имеющего к уголовному производству никакого отношения. И даже обронил фразу о «дисциплинарной ответственности». Но это опять-таки издержки незнания Юрием Витальевичем «матчасти». Ведь он сам в свое время был судим за то, что не владея знаниями в юриспруденции подмахнул незаконную бумажку о слежке за водителем экс-зампреда СБУ Сацюка. И получил за это реальный срок, ведь слежка была действительно продлена незаконно.

Луценко примирительном тоном вчера объявил, что в ГПУ по заявлению СБУ возбуждено дело о незаконном прослушивании телефона, которое инициировал детектив НАБУ.

- Я не собираюсь делить правоохранительные системы на хорошие и плохие. Незаконное прослушивание - нарушение закона, кто бы его не совершил,  - сказал Луценко. - Я рассматриваю НАБУ как партнеров в борьбе с преступностью и коррупцией. Неприкасаемых прокуроров нет, наоборот при необходимости одеваю «своим» предателям наручники. Надеюсь на такую ​​же позицию руководителя НАБУ, поэтому заранее предупредил Артема Сытника о запланированной следственное действие.

По словам Луценко, версий о виновнике есть несколько - либо это работник СБУ, что неверно предоставил информацию о телефонах подозреваемого детективу (НАБУ), или это детектив, который не прекратил прослушивания постороннего лица, или оба вместе.

В отличие от Луценко заявления со стороны НАБУ были не столь примирительны. Первые официальные комментарии Бюро были исполнены весьма в воинственном духе и сообщали, что героический спецназ НАБУ воспрепятствовал ГПУ провести выемку документов («прокурорские», к слову, тоже пришли не сами по себе, а вместе с «Альфой» СБУ).

И это не говоря уже о группе поддержки НАБУ из числа народных депутатов. Очень резко «наехал» на Луценко нардеп от БПП Сергей Лещенко, а нардеп от «Самопомощи» Семен Семенченко призывал людей выходить на митинг.

~

На фоне бодания НАБУ и ГПУ, не остался в стороне и Назар Холодницкий, которого долгое время не воспринимали всерьез как самостоятельную фигуру. Возраст слишком юный. Однако Холодницкий продемонстрировал вчера, что за его спиной есть покровители и он готов выходить один на один даже с таким политическим тяжеловесом как Луценко.

Пан Назар в резкой форме упрекнул Луценко, что он своим постановлением закрыл дело против судьи-взяточника, дело которого САП потом направила в суд по другому эпизоду получения взяток.

«Генеральный прокурор Украины саботирует процесс привлечения к уголовной ответственности одиозного судьи», - заявил Холодницкий.

Эта история произошла после направления прокурорами Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) обвинительного акта в суд в отношении судьи-взяточника из одного из районных судов Харькова. Этого судью, в свое время, плотно связывали с мэром города Геннадием Кернесом. По словам Холодницкого, было установлено, что в отношении этого же судьи Генеральной прокуратурой уже принималось решение о закрытии уголовного производства по факту получения взятки, что имело место ранее того преступления, которое расследовалось детективами НАБ Украины.

Антикоррупционный прокурор прокомментировал, что «изучив указанные материалы уголовного производства прокуроры САП пришли к выводу, что в материалах имеются неопровержимые доказательства, изобличающие судью в неоднократном систематическом вымогательстве взяток с использованием своего служебного положения».

Глава САП заявил, что "генеральный прокурор фактически стал на защиту пшонковских методов расследования ГПУ, в которой царит кумовство и внепроцессуальный порядок принятия решений в уголовном производстве".

Источники "Страны" с Резницкой говорят, что это противоборство НАБУ, САП и прокуратуры рано или поздно должно было выплеснуться наружу – ведь детективы НАБУ страшно раздражали в последнее время прокуроров.

В прокурорской среде не раз обсуждались их необоснованно завышенные зарплаты при мизерной нагрузке в несколько уголовных производств на одного детектива. Более того, детективы НАБУ вообразили, что они в правоохранительной иерархии находятся над прокурорами, потому как обеспечены своей – формально независимой от ГПУ Специализированной антикоррупционной прокуратурой, руководитель которой не подотчетен генеральному прокурору, хоть и по штату является его заместителем.

~

Когда же директор НАБУ Артем Сытник и глава САП Назар Холодницкий пролоббировали подготовку и регистрацию в Раде собственного законопроекта о проведении негласных следственных действий – снятие информации с телекоммуникационных сетей (простым языком  - прослушка) без участия в этой цепочке СБУ, стало понятно что за спиной новых антикоррупционеров появились влиятельные политические силы.

Инициатором этого законопроекта была Анна Гопко (бывший нардеп от "Самопомощи"). В первую очередь под свое крыло, по данным наших источников в парламенте, НАБУ и САП взяли Народный фронт – с ключевыми фигурами министра МВД Арсена Авакова и экс-премьера Арсения Яценюка. А первым, кто позвал народ на митинг в защиту НАБУ был экс-комбат «Донбасса» Семен Семенченко. Любопытно также, что и Арсена Авакова, и Семена Семенченко время от времени СМИ связывают с влиятельным олигархом Игорем Коломойским.

Политическим попечителям НАБУ и САП есть чего бояться в плане антикоррупционных расследований собственной деятельности потому они всеми способами пытаются сыграть роль ситуативных союзников Холодницкого и Сытника. Кроме того, для этих же сил, выгодно нарастание междуусобной борьбы ГПУ, САП и НАБУ. Чем ожесточеннее она будет, тем меньше времени и сил останется у того же Луценко на работу по Коломойскому, Семенченко или добробатам Авакова.

С другой стороны, Холодницкого и Сытника (по своим, не зависящим от НФ и Семенченко причинам) поддерживает также группа «еврооптимистов» из Демальянса (Лещенко-Найем) и члены условной «партии Саакашвили» (Касько и Сакварелидзе). Мнение обеих групп имеет определенный вес для Запада, что также усиливает позиции «антикоррупционеров».  

Поэтому впереди еще много интересного – ведь при обмене ударами между САП, НАБУ и прокуратурой ожидаются по данным наших источников мощнейшие взаимные сливы компромата.

Подпишитесь на телеграм-канал Политика Страны, чтобы получать ясную, понятную и быструю аналитику по политическим событиям в Украине.