Луценко готов к суду над Ефремовым
В отсутствие отдыхающих политиков первую скрипку в новостях вчера играли силовики. Главным событием стала передача в суд дела бывшего лидера парламентских регионалов Ефремова, о чем через "Фейсбук" сообщил лично генеральный прокурор.
Обвинения, выдвигаемые Ефремову, наиболее тяжкие из всех, которые можно представить, – Луценко озвучил целый список из пяти пунктов: государственная измена, организация захвата здания Луганской ОГА и пособничество в захвате здания облуправления СБУ, некие умышленные действия с целью изменения границ территории государства, содействие в создании и деятельности "террористической организации ЛНР".
По мнению Луценко, обвинение готово доказать все пять пунктов обвинения. Впрочем, стоит подождать начала самого процесса, чтобы понять, насколько серьезны доказательства у следствия. Потому что если это доказательства вроде тех, что звучали на перекрестном допросе Ландика и Медяника осенью, то ни один объективный суд их не примет.
НАБУ занялась взятками за назначение Луценко
НАБУ тем временем возобновило прошлогоднюю войну с Генпрокуратурой. Точнее, с генпрокурором. Антикоррупционные детективы взялись за расследование заявлений беглого нардепа Онищенко о том, что он давал взятки коллегам по парламенту, чтобы те проголосовали за Луценко.
В принципе, подобные заявления должны расследоваться антикоррупционными органами, – тем более что называются конкретные люди и конкретные суммы. Однако по горячим следам заявления Онищенко почему-то не вызвали интереса у НАБУ. И потому вчерашнее заявление борцов с коррупцией о начале расследования было несколько неожиданным.
Скорее всего, оно обусловлено скрытыми от глаз политическими процессами – в частности, в последнее время вновь осложнились отношения между Банковой и "еврооптимистами", которые подозревают (и не без оснований) власть в намерении свернуть евроинтеграцию. Однако, как бы там ни было, расследование взяточничества при назначении генпрокурора может стать самым громким делом ближайших месяцев, затмив все старания самого Луценко. При этом остается открытым вопрос – повлияют ли результаты расследования на само пребывание Луценко в должности генпрокурора: ведь если голосование было проведено с помощью подкупа, его логично считать недействительным.
ГПУ решила, что Харьковские соглашения неконституционны
Военная прокуратура тем временем нашла для себя другое поле действий – Харьковские соглашения 2010 года. Оригиналы этих соглашений изъяли у МИДа. Как заявила пресс-служба ГПУ, у следствия есть достаточные основания полагать, что в этих документах есть сведения о нарушении процедур подготовки, принятия, подписания и ратификации соглашений. Кроме того, военная прокуратура "установить круг лиц, чьи действия привели к заключению соглашения, противоречащего Конституции Украины".
И вот здесь вырисовывается ситуация еще более интересная, чем в случае обвинений Ефремова. Так же, как ГПУ сама квалифицировала "ЛНР" как "террористическую организацию" и теперь выдвигает обвинения в содействии ей, так теперь она квалифицирует Харьковские соглашения как "противоречащие Конституции" и ведет следствие против тех, кто Конституцию нарушил.
Однако в Украине есть только один орган, наделенный правом определять это нарушение, – Конституционный суд. Который никакого вердикта по Харьковским соглашениям не выносил. А если нет решения КС, то не может быть и дела по нарушению Конституции.
В любом случае, это дело чисто политическое, так как, даже если представить, что оно будет передано в суд, обвиняемым может быть только один человек – Янукович (ему видимо хотят вменить госизмену не только за события 2014 года, но и за харьковские соглашения 2010-го). А экс-президенту одним делом больше, одним меньше – значения не имеет.
А если Ле Пен станет президентом?
И завершает хит-парад вчерашних новостей от силовиков сообщение СБУ, которая обратилась к Министерству иностранных дел с запросом о запрете на въезд в Украину лидеру французского "Национального фронта" и кандидату в президенты Франции Марин Ле Пен.
Основания для подобного предложения у спецслужбы есть: на днях французские СМИ сообщили, что Ле Пен высказала мнение о законности проходившего в 2014 году в Крыму референдума и, соответственно, присоединения полуострова к России. Но стоит вспомнить о том, что подобные заявления в прошлом году делал кандидат в президенты США Трамп – и СБУ почему-то оставила их без последствий.
Впрочем, здесь интересна даже не столько реакция СБУ, сколько возможные аналогии. В прошлом году Трамп высказывался о законности аннексии Крыма Россией – и нарвался на ряд жестких высказываний от украинских политиков, которые теперь никто из них не хочет повторять. Теперь СБУ предлагает запретить въезд политику, который является лидером предвыборной гонки во Франции. А если Ле Пен вдруг победит – она станет президентом, невъездным в Украину? Или тогда вдруг окажется, что никаких запретов не было?
Молдавия и Приднестровье: шаг навстречу
Мир вчера, к счастью, прожил день без новых терактов, потому главным событием за рубежом стала встреча в Бендерах нового президента Молдавии Додона и нового президента Приднестровья Красносельского. Эта встреча вправе считаться эпохальной в истории отношений двух частей некогда целой республики.
Во-первых, лидеры Молдавии и Приднестровья не встречались уже восемь лет – причем раньше все встречи происходили только на многосторонних переговорах с участием западных и российских посредников. Во-вторых, президент Молдавии впервые за все время оказался на территории Приднестровья.
Додон вообще за время с момента вступления в должность отметился рядом неординарных поступков, которые свидетельствуют о намерении воплотить в жизнь обещания, данные перед выборами. А одним из основных обещаний было объединение с Приднестровьем в федерацию.
На встрече с Красносельским, правда, речь об этом пока не шла – решались практические вопросы вроде взаимного признания документов и свободы перемещения граждан. Однако прогресс в приднестровском вопросе несомненен. И он в ближайшей перспективе может стать для Украины примером того, как решаются вопросы объединения страны.