Призрак Дебальцево
Ситуация в зоне АТО вчера продолжала ухудшаться. Эпицентр обострения – Авдеевка – оказался также эпицентром гуманитарной катастрофы, так как местные жители остались без электричества, воды и газа. И пока никто им не обещает улучшения ситуации.
Без электричества осталось и главное предприятие региона – Авдеевский коксохим. А без его продукции падает производство на металлургических заводах Мариуполя.
Обострение идет на других участках фронта – особенно в районе Ясиноватой и на мариупольском направлении. Вчера утром украинские волонтеры даже сообщили, что ВСУ взяли Коминтерново, однако позже Генштаб опроверг эту информацию, назвав ее фейком от сепаратистов.
И последняя ситуация, пожалуй, наиболее наглядно демонстрирует, что никакого военного значения нынешнее обострение не имеет. Во время боевых действий, целью которых является занятие территорий, Генштаб называет дезинформацией со стороны противника сообщения об оставлении населенных пунктов его войсками, а не наоборот.
Однако, несмотря на очевидную военную бессмысленность нынешних сражений, они могут продолжаться долго. 2017 год принес новую реальность, в которой перестали действовать Минские соглашения, поскольку их западные гаранты самоустранились по разным причинам. А это означает, что обстановка и дальше может ухудшаться, перерастая в полноценную войну по всему фронту. С новым Дебальцево и – в итоге – с новым "Минском" с новыми гарантами.
При этом, что характерно - если Россия ожидаемо возложила всю вину на обострение ситуации на Украину, то страны Запада и ОБСЕ, вопреки сложившейся традиции, не стали винить однозначно сепаратистов и их российских кураторов. ОБСЕ, например, возложило ответственность за провоцирование ситуации на обе стороны. Довольно обтекаемыми и осторожными были и заявления европейских стран, а также США. Означает ли это смену тренда в отношении к конфликту на востоке - покажет ближайшее время.
Блокада Донбасса и бессилие власти
Премьер-министр Гройсман вчера рассказал о вреде, который наносит Украине блокада транспортных путей в Луганской области. По его словам, весь энергетический уголь группы "А", который используется на теплоэлектростанциях, добывается на неподконтрольных территориях, и блокада оставляет украинские ТЭС без сырья.
Однако, говоря об этом, премьер фактически расписался в беспомощности власти в отношении наведения порядка. Он лишь посетовал, что "кто-то радуется, что он перекрыл украинцам электроэнергию", однако ни словом не обмолвился о том, что силовые структуры будут задействованы для ликвидации блокады, а ее организаторы понесут какую-то ответственность.
Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что вчера один из руководителей блокады, нардеп Семенченко пообещал распространить акцию не только на Луганскую, но и на Донецкую область. Ни Генпрокуратура, ни другие правоохранительные органы на эти угрозы не отреагировали.
"Днепр" на грани краха
На фоне обострения ситуации на Донбассе кризис в украинском футболе, естественно, отошел на второй план, однако и он тоже обострился. В эпицентре обострения – "Днепр" из теперь уже одноименного областного центра, хозяином которого пока еще является "Приват" Коломойского. Пока еще – потому что недавно прошли слухи о том, что бывший губернатор и пока еще олигарх намерен отказаться от финансирования клуба.
Причем внешние факторы только подталкивают развязку. Вчера СМИ сообщили о намерении контрольно-дисциплинарного комитета УЕФА принять решение об исключении "Днепра" из украинской Премьер-лиги за долги перед бывшим тренером Рамосом.
Как показывает опыт "Металлиста", исключение из Премьер-лиги автоматически означает исчезновение клуба, поскольку в этом случае хозяева окончательно теряют интерес к "неликвидной собственности".
Кстати, летом прошлого года, когда ФФУ принимала решение об исключении "Металлиста", у нее были все основания исключить и "Днепр", который явно не мог пройти аттестацию по финансовому критерию. Однако, видимо, за "боевые заслуги" Коломойскому дали шанс исправить ситуацию. Теперь уже очевидно, что исправлена она не будет.
Трамп: кадры решают все
В Штатах тоже обострение ситуации, но другой – кадровой. Обозначив приоритеты первых месяцев своего правления, Трамп принялся за расчистку авгиевых конюшен, доставшихся ему от прежней администрации. Вчера сообщения об увольнениях в высших эшелонах власти сыпались одно за другим.
Главная жертва дня – исполняющая обязанности генпрокурора Йейтс, которая – ни много ни мало – отказалась выполнять указ президента об ограничении иммиграции. Можно, конечно, отдать должное гражданскому мужеству генпрокурорши, решившей отстаивать свои политические взгляды, однако стоит признать, что не уволить ее Трамп не мог.
Другое дело – увольнение исполняющего обязанности главы иммиграционной и таможенной полиции Рэгсдейла. Последний никакими протестными акциями не отметился, но тоже оказался без работы. Впрочем, и его отставка тоже явно связана с все тем же указом об иммиграции.
Стоит отметить, что оба безработных чиновника – не политические фигуры, сменяемые при смене власти в Белом доме. Партийные выдвиженцы Обамы ушли с постов практически одновременно с ним, оставив на своих местах "и. о." из числа кадровых сотрудников ведомств. Однако Трамп взялся и за "и. о.".
Причем таких увольнений наверняка будет немало. За восемь лет правления демократов их выдвиженцы заняли ключевые посты во многих госструктурах, и теперь именно они являются оплотом скрытой оппозиции Трампу в госаппарате, который, как и большинство вашингтонского истэблишмента, относится к новому президенту крайне негативно. Вопрос "люстрации" этого истэблишмента для Трампа – это вопрос действенности его власти. Без нее Трамп останется болтуном, много наобещавшим, но ничего не сделавшим.
Валенса – коммунистический агент
Глобальные перемены происходят и в Польше. Вчера там официально было объявлено, что Валенса – лидер "Солидарности", свалившей коммунистический режим, – был агентом спецслужбы этого режима. По сути, это объявление дискредитирует всю историю Польши переломного периода.
Но дело не только в истории. Вместе с Валенсой фактически низвергается вся эпоха демократической проевропейской Польши последних 25 лет. Тем более что именно Валенса в 2016 году стал идеологом того крыла польской политики, которое сопротивляется курсу нынешней власти.
Курс же нынешней власти состоит в отрицании одновременно и коммунистического, и "европейского" периода – с возвратом к межвоенной националистической Польше Пилсудского и его наследников. Нам же не стоит забывать, что неотъемлемой частью мифа о той Польше является польский Львов.