Ответ ли власть на ультиматум Билецкого?
С завершением мероприятий, посвященных третьей годовщине победы Майдана, акции в центре Киева не закончились. Вчера три националистические организации – Национальный корпус "Азов", "Свобода" и "Правый сектор" провели марш, закончившийся митингом возле парламента. Митинг прошел без жертв и особых происшествий – самыми серьезными из них были зажженные файера.
Куда серьезнее было то, что звучало на этом митинге и с трибуны Верховной Рады в этот день. "Мы, украинские националисты, объединяем усилия для того, чтобы противостоять вооруженному оккупанту на востоке и финансовому диктату запада, но главное – для того, чтобы уничтожить эту власть, которая по ошибке называется украинской", – заявил лидер "Азова" Билецкий в парламенте.
От имени трех правых сил он выдвинул Раде ультиматум, включающий запрет создания рынка земли и разрыв дипотношений с Россией. "Я вам обещаю, что, если вы не решитесь это выполнить, у нас хватит смелости, силы и решительности самораспустить эту Верховную Раду", – пообещал главный "азовец".
Интересно, как на такие заявления отреагирует власть. Ведь если уголовные производства открывали по публикации Пинчука, плану Артеменко (который даже не он озвучил) и инициативам особого статуса отдельных регионов, то ультиматум националистов на этом фоне тянет на глобальное дело с привлечением и СБУ, и Генпрокуратуры, поскольку объединение ради "уничтожения власти" и обещание "самораспустить парламент" – не что иное как угроза насильственного свержения государственного строя.
Однако с большой вероятностью можно говорить о том, что и Луценко, и Грицак в этот раз смолчат. Ведь если бы они хотели начать такое расследование, то заявили бы об этом еще вчера. Особенно Луценко с его оперативными комментариями в "Фейсбуке". Из чего можно сделать вывод, что власть по-прежнему боится воевать с националистами в открытую.
Между тем, страхи власти явно преувеличены. Желание "Азова", "Свободы" и "ПС" объединиться показывает не их силу, а их слабость. Националистические настроения в обществе явно идут на спад – иначе ни Тягнибок, ни Билецкий, привыкшие быть единоличными "фюрерами", не пошли бы на совместные действия.
Почему Порошенко вновь заговорил о нападении России?
Причин, по которым власть не хочет ссориться с националистами, может быть две: либо она старается не будоражить ситуацию накануне силового разгона блокады, либо все еще рассчитывает оседлать националистическую волну для создания авторитарного режима в случае, если западные партнеры перестанут поддерживать Украину.
Именно в этом контексте стоит рассматривать вчерашние заявления президента о возможности нападения России. Как известно, Порошенко заявил, что через Белоруссию наступления войск РФ ждать не стоит, потому что Бацька не даст, а вот непосредственно через украино-российскую границу и через Приднестровье – очень даже реально.
Нагнетание обстановки в связи с угрозой нападения удобно для власти. Не только для украинской и не только сейчас – теория "осажденной крепости" помогала большевикам укреплять режим в 20-е годы прошлого столетия и вот уже четверть века помогает держаться на плаву правящему режиму в КНДР. И чем хуже будут обстоять дела в отношениях с западными союзниками, тем сильнее будет звучать аргумент о нападении России.
Однако и с прикладной точки зрения он тоже важен: угроза российской агрессии позволяет задействовать силовые методы для наведения порядка в стране – в том числе в случае с блокадой Донбасса. Но, опять-таки, какую из задач решает Порошенко сейчас, знает только он.
Заводы Донбасса уйдут к сепаратистам?
Между тем, Россия продолжает предпринимать шаги, вынуждающие Порошенко пойти на зачистку блокады Донбасса и порвать с националистами. Вчера российские СМИ сообщили о планах своего правительства начать прямые поставки коксующегося угля на предприятия, находящиеся в "ДНР" и "ЛНР".
Как оказалось, блокада прервала не только поставки антрацита с неконтролируемых территорий на контролируемые, но и сделала невозможной перевозку грузов в обратном направлении. Из-за этого предприятия в "ДНР" и "ЛНР" перестали получать железную руду и коксующийся уголь, шедшие с территории Украины, и оказались на грани закрытия.
Москва планирует поставлять уголь и руду напрямую. Но проблема в том, что платить эти предприятия не смогут – ведь они зарегистрированы в Украине и все их счета находятся здесь. Остается одно решение проблемы – "национализация" предприятий.
О том, чем это грозит украинскому бюджету и внешнеторговому обороту, мы уже писали. Можно только добавить, что для рядовых украинцев это означает, прежде всего, новый обвал гривны. Предотвратить это может Порошенко – если зачистит блокаду. А это, напомним, вопрос глобального выбора – разрыва с националистами и, хочешь не хочешь, поиска компромисса в рамках Минских соглашений.
Украину лишат денег гастарбайтеров из России
Планы "национализации" предприятий Донбасса – не единственные в кремлевском перечне "санкций" против Украины. Вчера Госдума приняла в первом чтении законопроект, запрещающий денежные переводы из РФ в Украину при помощи иностранных платежных систем. Формально этот шаг является ответом на решение украинской власти, запретившей использование российских платежных систем на территории Украины.
Этим Госдума как бы уравнивает Western Union и MoneyGram с "Золотой короной" и другими российскими системами. Но фактически у наших заробитчан практически не остается возможности легально перевести деньги: часть систем запретила Украина, часть - Россия.
Понятно, что за всеми этими "рыночными" объяснениями кроются, прежде всего, политические соображения. Учитывая тот факт, что переводы из России составляют существенную часть валютных поступлений Украины, Кремль явно дает понять украинской власти, что выбирать придется между сменой курса и экономическими проблемами. А следующим шагом может стать и визовый режим, который просто вынудит миллионы украинцев, работающих в России, ехать домой.
Обращение Януковича – часть кремлевского плана?
Еще один шаг Кремля, который нуждается в оценке, – это вчерашнее обращение экс-президента Украины Януковича к мировым лидерам. В нем два основных посыла: международное расследование событий на Майдане в 2014 году и референдум по статусу Донбасса "в случае невыполнения нынешними украинскими властями Минских соглашений".
Переоценивать значение этого обращения не стоит: поскольку все страны мира признали президентские выборы 2014 года в Украине, для адресатов Януковича – от Трампа до лидеров Евросоюза – он является всего лишь частным лицом. И использовать такое обращение будет только тот политик, который захочет его использовать. Даже Путин вряд ли будет ссылаться на него.
Но нет сомнения, что обращение прочтут. И уловят основную мысль: если Украина блокирует Донбасс, то дайте ему право на самоопределение. А поскольку таких планов нет ни у Вашингтона, ни у Берлина с Парижем, ни даже у Москвы, то – от обратного – нужно потребовать от Киева прекратить блокаду и возобновить социально-экономическую реинтеграцию Донбасса в Украину. Со всеми вытекающими последствиями, описанными выше.