Сессия ПАСЕ: Порошенко под огнем
Вчера у президента Порошенко был очень тяжелый день. Пожалуй, никогда еще со времен Вильнюсского саммита 2013 года украинской власти так не доставалось в Европе, как это было во время выступления в ПАСЕ нынешнего главы государства.
Ему вчера досталось от всех – и от дружественной Европейской народной партии, и от не совсем дружественных социалистов, и от совсем не дружественных левых. Представители разных групп ПАСЕ поднимали совершенно разные темы, но роднило их одно – в вопросах сразу закладывался негативный контекст. Это касается и невыполнения Минских соглашений, и закона об образовании, и Антикоррупционного суда, и Крыма.
Отвечая на вопросы, Порошенко старался быть убедительным, но убедительно не получалось, когда крыть нечем. В вопросе Минских соглашений он по привычке все невыполнение свалил на Россию и при этом не объяснил, почему коалиция в украинском парламенте отказывается принимать закон о реинтеграции Донбасса с упоминанием в нем этих самых Минских соглашений.
По теме закона об образовании президент привел все тот же аргумент, который уже набил оскомину в исполнении министра образования и провластных депутатов, – школы в Берегово, в которой выпускники не могут сдать тестирование по украинскому языку. Однако даже самым дружественным литовцам ясно, что для улучшения знания госязыка достаточно увеличить количество часов по этому предмету или усилить преподавательский состав, а не запрещать обучение на языках нацменьшинств.
И уж тем более всем ясно, что из-за проблем выпускников одной школы нельзя вводить запрет по всей стране. Для убедительности нужно было бы представить итоги тестирования по украинскому языку во всех школах нацменьшинств и сравнить их с аналогичными показателями в украиноязычных школах. Но либо у президента нет такой статистики, либо он ее скрывает. И в том, и в другом случае – аргументация провалилась.
Итог вчерашнего сессии оказался разгромным для Украины. ПАСЕ утвердила резолюцию, которой предусматривается отмена политических санкций с Россией. Все украинские поправки были отклонены.
Действительно, потрясающий эффект от речи Порошенко...
Венгрия донесла языки нацменьшинств в Украине до Совмина ЕС
То, что президент в Страсбурге никого не убедил, было ясно еще по одному индикатору. Когда стало известно, что венгры собираются внести вопрос украинского закона об образовании в повестку дня Совета министров Евросоюза – высшего органа исполнительной власти в ЕС.
Именно этот орган принимает все важнейшие решения – вроде санкций против России или нашего "безвиза", – которые потом, как правило, проштамповываются Европарламентом.
Скорее всего, никаких решений пока Совмин ЕС принимать не будет – венгры, что называются, ведут артподготовку. Сначала вопрос пройдет, если можно так выразиться, все круги ада для украинской власти. В частности, сегодняшние дебаты в ПАСЕ, по итогам которых будет принята резолюция, осуждающая украинский закон об образовании.
Потом будут выводы Венецианской комиссии, который украинская власть постарается вывернуть так, чтобы и закон остался цел, и Европа "сыта". Вот только под пристальным контролем венгерско-румынской коалиции такие фокусы не пройдут.
И напоследок речь пойдет о знаковых решениях Совмина ЕС. Вполне возможно, и таких, которые кажутся нереальными – вроде приостановки Соглашения об ассоциации и безвизового режима. Можно не сомневаться, что венгры с румынами найдут способы, как сделать украинской власти по-настоящему больно.
Коррупция в Минобороны: почему НАБУ начал охоту
Не успело отзвучать эхо взрывов на складе боеприпасов в Калиновке, как Минобороны оказался в эпицентре нового скандала. Вчера НАБУ задержало нескольких высокопоставленных офицеров, включая замминистра Павловского. Им инкриминируется "заработок" на тендерах по закупке топлива для нужд армии, вылившийся в сотни миллионов гривен ущерба для государства.
Являются ли расследование и арест высших чиновников Минобороны примером чистой борьбы с коррупцией? В стране, где продолжает действовать правило "друзьям – все, врагам – закон", в это практически никто не верит. Рассматриваются различные версии – от нанесения удара по президенту и его окружению накануне акций протеста 17 октября до желания некоторых активистов и топливных компаний перераспределить рынок тендеров для армии. Но, так или иначе, НАБУ разворошило осиное гнездо.
Во-первых, вопрос поставок для армии. Неоднократно уже говорилось о том, что коррупция в Минобороны и других структурах, связанных с обеспечением вооруженных сил, едва ли не наиболее мощная. Однако за три с половиной года ни разу никто не занимался этим вопросом всерьез. Между тем, бюджет Минобороны растет ежегодно намного сильнее, чем инфляция, и это может означать вовсе не усиление обороноспособности страны, а увеличение аппетитов тех, кто сел на эти потоки. И не мала вероятность того, что нынешнее расследование НАБУ приведет к вскрытию куда более масштабной военной коррупции.
Во-вторых, дело о поставках топлива для армии наглядно продемонстрировано, что система Prozorro вовсе не является панацеей от коррупции – чиновники и их бизнес-партнеры быстро находят лазейки для того, чтобы обойти ее. Пересмотр условий договоров после проведения тендеров изначально делает бессмысленными все тендеры – ведь бизнес-партнеры чиновников смело могут предлагать цены ниже рыночных, зная, что продавать в итоге будут по другим ценам.
И здесь уже речь идет не только о Минобороны – у "Трейд Коммодити", которую называют ядром коррупционной сделки с участием арестованных офицеров, есть контракты и с другими госструктурами и госкомпаниями. Несомненно, что сейчас встанет вопрос о проверке выполнения и этих контрактов – закупается ли там топливо по цене тендера или по ценам дополнительных соглашений.
Можно не сомневаться, что новые скандалы вскоре последуют. Однако есть одно "но": НАБУ провела уже не одно расследование и даже задержание не одного топ-чиновника, но сколько из них сидит сейчас и сколько осуждено? Вот поэтому никто и не верит, что у нового дела по Минобороны нет политического заказа.
Пенсионная реформа заработала
Вчера вступила в силу пенсионная реформа, о которой много говорили, но которая не вызвала бурных протестов у здания парламента. К примеру, как это было шесть лет назад, когда Янукович повысил пенсионный возраст для женщин с 55 до 60 лет. Между тем, новая пенсионная реформа куда более драконовская, причем начнет действовать она не постепенно (по реформе Януковича женщины до сих пор в 60 на пенсию не выходят), а сразу.
Сразу учителям и другим бывшим льготным категориям (кроме силовиков) отменяют досрочный выход на пенсию, сразу на десять лет (до 25 лет) повышается страховой стаж для выхода на пенсию. Потом он, правда, тоже будет расти, чтобы достигнуть 35 лет. Но уже в следующем году число тех, кто не сможет выйти на пенсию в 60 лет, будет составлять десятки тысяч.
Вчера Кабмин также утвердил план реализации принятой в рамках реформы накопительную системы.
В теории она должна означать, что для всех, кому сейчас меньше 35 лет, вводится гарантированная надбавка к стандартной пенсии.
На практике же она будет означать, что со всех, кому меньше 35-ти, в принудительном порядке будут брать дополнительный сбор, который уже через пять лет дорастет до 7%. Этот сбор, собственно, и должен стать надбавкой, однако станет ли – большой вопрос.
У власти, которая будет собирать этот дополнительный сбор, просто нет механизмов, чтобы защитить отобранные деньги от инфляции. Хотя бы официальной – не говоря уже о реальной.
Мадрид ставит ультиматум Барселоне
Вчера каталонский власти подписали декларацию независимости своей автономии, которая должна стать республикой. Однако пока не станет: как мы уже писали, действие декларации позавчера было приостановлено на период переговоров с Мадридом.
Но вчера уже стало ясно, что переговоры бессмысленны. Ответ испанских властей оказался фактически ультиматумом. Суть его в требовании к Пучдемону и его сторонникам – объяснить, объявили они независимость или нет. Если да – то Мадрид тут же отменяет автономию Каталонии и вводит прямое правление центральной власти.
В принципе, было понятно, что предложение компромисса от каталонских властей Мадрид не примет. Центральная власть еще до референдума показала, что готова действовать силой (чем, кстати, усугубила ситуацию). И теперь каталонцы стоят перед выбором – либо отказаться от своих планов, либо пойти на силовой сценарий, который навязывает центральная власть.
Выбор непростой, для каталонцев с их чувствительной гордостью – особенно. Поэтому нельзя исключать, что вчера Мадрид дал старт второй за последние 80 лет гражданской войне на Пиренейском полуострове.