– О, миньоны идут!
Так Матвей, боец батальона "Донбасс", встречает новую порцию полицейских, которых подвезли к Верховной Раде со стороны смотровой площадки Мариинского парка.
Закуривает. Вдох, выдох, снова вдох.
– Я же полтора года в Израиле прожил, – говорит он, глядя на пожелтевшие верхушки деревьев по ту сторону Днепра. – У меня все было: вилла, машина. А потом сюда вернулся.
– Зачем?
– Да сам не знаю. Почему-то решил, что я патриот. На войну пошел. Страну менять хотелось, чтобы машина, вилла, все – но здесь. Понимаешь?
– И что?
– А что? Работы нет, денег нет, семьи нет. Идти некуда... До последнего здесь буду стоять, – решительно заявляет он.
– До последнего – чего?
Матвей тушит сигарету о каменный парапет и бросает окурок на сырую землю.
– До последнего депутата.
"Петя, жуй"
В пятницу на площади перед Радой почти безлюдно. По площади Конституции раздается уже ставший привычным монотонный полицейский голос из громкоговорителя, призывающий сохранять спокойствие и порядок. "Согласно статье УК 195, за угрозу уничтожения чужого имущества… грозит административная ответственность в виде штрафа… или исправительные работы… или арест на срок до шести месяцев…".
– За@бали, – комментирует, затягиваясь сигаретой, тучный мужчина в оливковой военной форме. – Я скоро эту фразу наизусть цитировать начну.
При этом количество полицейских на кордоне уменьшилось – пропорционально протестующим. На МихоМайдане к четвертому дню протестов осталось от силы человек сто.
– Многие сегодня не вышли на протест, потому что разочаровались, – признается один из активистов. – И вообще, как-то не удается Майдан...
На площади перед Радой в пятницу, 20 октября, пусто. Почти все михомайдановцы разошлись. Фото: Анастасия Товт, Страна.ua
Силовики улучили момент и сузили зону протеста: с угла Садовой кордон переместили под самую Раду, вплотную к палаточному городку.
– Вы видели, как они кольцо сжали? Сегодня ночью, в три часа, начали двигать клетку. Я от этого грохота даже проснулся, выскочил из палатки – думал, разгон! Но они только так робко к нашим щитам подвинулись и дальше не пошли... Кольцо-то они сжали, а у самих оч*о сжимается! Ссут, – подытоживает рассказ ветеран АТО Руслан.
Полиция подвинула кордон почти вплотную к палаткам активистов МихоМайдана. Фото: Анастасия Товт, Страна.ua
В воздухе витает неопределенность и растерянность. Все ждут, что решат "главные". Все говорит о том, что митинг потихоньку скисает.
90% из оставшихся только и делают, что бесцельно бродят возле палаток или толкаются в очереди за пайком. Суп и чай – меню у них непритязательное.
– Кормили хорошо только в первый день, давали гречку с огромными кусками мяса, – рассказывает, хлебая жидкий суп, старушка. Жалуется: пересоленный.
Тем временем перед Радой кто-то выкладывает послание Петру Порошенко. Символично – конфетами "Рошен".
Участники МихоМайдана выложили на площади послание президенту конфетами Рошен – "Петя жуй". Фото: Анастасия Товт, Страна.ua
– В букве "Ж" вертикальная полоска лишняя, – шутят в толпе.
В целом же на МихоМайдане, за исключением этой локальной активности, разброд и шатание.
Говорят, сегодня на три часа запланировано вече, на котором должны решить, что делать с протестом дальше. Правда, неясно, с кем это вече проводить: на мини-Майдане остались одни бойцы АТО в военной форме да члены батальона "Донбасс". Гражданских почти нет, из политсил людей на акцию сегодня вообще никто не вывел – остались только немногочисленные сторонники "Руху новых сил" Саакашвили, и те по большей части спят в палатках.
Тем не менее, днем по приказу Семена Семенченко с палаточного городка убирают даже эту скудную партийную символику – оставляют только флаги Украины и черно-красные стяги националистов. Протест все больше начинает напоминать лагерь военных учений.
"Так территория Украины скоро сожмется до этого палаточного городка"
На часах уже половина четвертого, а обещанное вече так и не началось. Уже около часа Семенченко сидит в палатке с Егором Соболевым – совещаются. На входе дежурит охрана двух нардепов, но палатку уже окружила толпа – все на площади Конституции ждут, когда кто-то наконец скажем им, что делать.
– Как по мне, так я бы щас прям пошел штурмовать эту хрень, – кивает на Раду один атошник. – Забросать бы их бутылками, брусчаткой...
– Людей мало, – говорит его побратим, оглядываясь на палатки. – На выходных многие разъезжаются, вот мои ребята едут во Львов. Сказали, приедут в следующую пятницу. Но люди на стреме. Если что начнется, они поднимут аларм, сорвутся и приедут сюда. А тут все равно будут вспышки, рано или поздно.
Наконец появляется Семенченко и сразу ныряет в окружившую его толпу. Он сегодня здесь единственный лидер и его решения ждут, как проповеди.
Семен вышел, но не говорит – первым делом достает смартфон. Включает прямую трансляцию на Фейсбуке, отдает кому-то телефон, но выступление так и не начинает. Осматривается по сторонам, как будто кого-то или чего-то ждет.
Семен Семенченко остался единственным лидером МихоМайдана. Вышел к народу, но так и не сказал, что делать дальше. Фото: Анастасия Товт, Страна.ua
В итоге вместо него к прессе и остаткам Майдана выходят три атошника и торжественно объявляют то, что и так всем было ясно: все остаются здесь. Семенченко от любых комментариев открещивается. Впечатление, будто он сам ждет, когда кто-то скажет ему, что делать.
Михаил Саакашвили уже анонсировал на воскресенье большое вече под Радой – тогда должна стать ясна дальнейшая судьба акции.
А пока народ разочарован: лидеры столь многообещающей акции оказались не готовы к резким движениям, которых, судя по всему, жаждет радикально настроенная часть протестующих.
Но даже они понимают, что для штурма парламента, который вчера многие обсуждали на полном серьезе, их слишком мало.
На четвертый день МихоМайдана на улицу вышло всего лишь около сотни человек. Фото: Анастасия Товт, Страна.ua
– Цель этой акции была прощупать власть. Как она будет реагировать, - говорит член "Правого сектора" с позывным Волна. – А дальше, одна ошибка – и будет настоящая революция.
– То же самое было четыре года назад: сначала вышло три человека, и все думали – вот-вот, и Майдан разойдется. А потом "Беркут" разогнал студентов. И на улицы уже вышли тысячи, – обсуждают между собой миингующие.
Если начнется разгон, МихоМайдану это только на руку. Кажется, вчера вечером возле отеля "Киев" протестующие только и ждали, когда же на них обрушится Нацгвардия – в палаточном городке весь день обсуждали угрозу "зачистки". Но в итоге до этого так и не дошло. Оставшиеся сегодня на Майдане говорят об этом чуть ли не с сожалением.
Пока что единственный план на выходные – просто быть здесь.
– Беременность длится 9 месяцев, – один из протестующих в куртке цвета хаки обращается к пожилому мужчине, который принес для полевой кухни хлеба и воды. – Если власть за это время ничего не делает, то ее надо менять. А мы три года ждали. Чего мы ждали, скажите мне?! А теперь Порох укоренился, власть захватил. Уже хуже Януковича стал…
– Ладно, в мирное время устраивать переворот. Но сейчас, когда война, не знаю... Опасно без власти страну оставлять, – говорит мне один из немногих приверженцев стратегии "не раскачивать лодку". – Мы так можем допротестоваться, что от нас по кусочку откусывать начнут. На востоке, вон, уже откусила Россия. Тут еще с запада Венгрия на нас ополчилась... Так территория Украины скоро сожмется до этого палаточного городка. И останется только эта площадь перед Радой.
- Есть вариант, что из этого митинга сделают что-то вроде хаба опен-эйр. Пуфики сюда притащить, чтобы депутаты там лекции какие-то читали круглосуточно, - говорит мне светловолосый молодой парень, который работает в штабе "Руха новых сил". - Вообще, Миша сейчас решает, что с этим пространством делать. Возможностей много открывается".