Почему мирный план Шольца - это важная новость и какие у него перспективы
Мирный план канцлера ФРГ Олафа Шольца, предусматривающий остановку войны по линии фронта, если он действительно, как пишут СМИ, существует, - самая важная новость, касающаяся возможного мирного урегулирования, со времен переговоров в Стамбуле весной 2022 года.
Это куда важнее, чем инициативы стран БРИКС, заявления Дональда Трампа, Виктора Орбана или оппозиционных политиков в европейских странах.
Шольц руководит второй по значению страной глобального Запада, ключевым государством ЕС и важнейшим союзником США в континентальной Европе. Если канцлер Германии в реальности намерен продвигать тему скорейшего окончания войны в Украине, то от этой инициативы просто отмахнуться на Западе и в Украине не смогут.
При этом, как мы уже писали, ситуативно в окончании войны может быть накануне выборов заинтересована и действующая администрация США, чтобы представить это как свою победу и обнулить один из главных предвыборных тезисов Трампа - обвинения в адрес нынешних американских властей в том, что они ведут страну к третьей мировой войне.
А если к инициативе Шольца присоединятся страны глобального Юга во главе с Китаем и Индией, то вероятность окончания войны выглядит высокой. Совместной позиции ведущих стран Запада и глобального Юга и Украине, и России сопротивляться будет практически невозможно. И это будет уникальный шанс и для Украины, и для России выскочить из воронки смертей, разрушений и деградации, из военной ловушки, в которую угодили обе страны.
Однако нельзя недооценивать силу глобальной партии войны, которая имеет огромное влияние и в Украине, и в России, и на Западе. Она наверняка попытается торпедировать мирные инициативы на самом раннем этапе, как уже не раз делала в прошлом. Тем более что лидеры обеих воюющих стран уже сделали много заявлений, отрицающих любые территориальные компромиссы: Владимир Зеленский официально требует вывода всех российских войск на границы 1991 года, а Владимир Путин - полного вывода украинских войск из четырех областей.
Кроме того, после Курского наступления ВСУ сценарий остановки войны по линии фронта серьёзно усложнился, так как теперь не только Россия контролирует часть международно признанной территории Украины, но и Украина контролирует часть международно признанной территории России.
И возникает вопрос, что с этим делать. Просто вывести из-под Курска украинские войска в качестве "платы" Путину за то, что тот откажется от требования вывести ВСУ из четырех областей? Для украинского общества это будет мегазрада: мало того что таким образом фактически оставят России захваченные ею украинские территории, так ещё и Курскую область отдадут "за так".
Обменять контролируемые Украиной районы Курской области на аналогичную по площади украинскую территорию - например, на Запорожскую АЭС с окрестностями? С точки зрения Москвы это будет крайне неравнозначный размен, так как в экономическом плане ЗАЭС куда ценнее, чем Суджа с близлежащими селами. Разве что в комплекте должны идти какие-то дополнительные бонусы - например, снятие части санкций.
Убедить Путина согласиться оставить все как есть - отдать Москве уже контролируемые РФ украинские земли, а Украине - уже контролируемую ею часть Курской области? Для Кремля это потеря лица, а российским обществом "обмен" может быть воспринят как зрада.
К тому же есть ещё давний вопрос о нейтральном статусе Украины, который ставит Кремль и против которого выступают Киев и Запад. Тут тоже непонятно пока, как договориться.
Но все эти проблемы, зрады и потери лица на самом деле вторичны по сравнению с возможностью остановить войну. Остановить поток смертей, разрушений и страданий.
И если остановка этого потока станет главным приоритетом для властей обеих воюющих стран, то и остальные проблемы и спорные вопросы могут быть быстро решены.
Но, повторимся, все это имеет значение, только если у Шольца действительно есть некий конкретный мирный план, предусматривающий остановку войны по линии фронта. И если речь не идет об очередной пустой пиар-инициативе с целью создать немецкому премьеру образ канцлера мира для дальнейшего предвыборного использования.