11 октября в Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) обсудят украинский закон об образовании. Разговор будет серьезным и неприятным: Украину уже месяц (со дня принятия закона) обвиняют в дискриминации национальных меньшинств. Болгария, Румыния, а особенно Венгрия – будут гарантированно критиковать Киев с трибуны ПАСЕ.
Венгры – одни из самых активных и яростных противников украинизации образования. Компактно проживая на Закарпатье, они существуют, что называется, на две родины. Являясь гражданами Украины, они не желают отрываться от венгерских корней и своего родного языка.
И это понятно: Венгрия – это Евросоюз, другие стандарты жизни, другие перспективы. Поэтому школьная украинизация рассматривается венграми как попытка лишить их детей реального (а не декларируемого в Киеве) европейского выбора.
В какой-то момент позиция венгров стала полуофициальной позицией властей Закарпатья.
Иосиф Борто, зампредседателя Закарпатского областного совета обвинил украинских законодателей в том, что они нарушают конституцию и пригрозил оформить юридически автономию, которая у венгров уже есть де-факто.
"Страна" решила проверить, действительно ли такие настроения бытуют среди венгерской общины региона. Наши журналисты сняли фильм о жизни венгров Закарпатья.
Фильм "Страны" об отношении венгров к украинизации. Фильм Андрея Павловского
На Закарпатье уже готовятся переводить детей в школы в Венгрию – если в Киеве не изменят закон и не позволят нацменьшинствам учиться на родном языке.
Венгры вспоминают - запрета учиться на венгерском не было даже при сталинской диктатуре и за все время СССР.
"Мы это право учиться на родном языке имели за все годы независимости Украины, мы это право имели все годы Советского союза. Мы даже это право имели при Сталинской и брежневские диктатуре. А сейчас этого не будет", - удивляется упомянутый ранее Иосиф Борто, депутат облсовета.
Венгр с украинской фамилией, историк Степан Чернышко говорит, что отношение к венграм, как пришлому на территорию Украины народу - неверное.
"Этот регион входил в состав венгерской державы до конца первой мировой войны. Тут венгры живут тридиционно, они тут не эмигранты - это автономное меньшинство", - говорит он.