Крестный ход без политики
Сегодня – 1029-я годовщина Крещения Руси. А вчера, по традиции, в Киеве прошел Крестный ход УПЦ, и главное его достижение в том, что впервые за последние годы это событие произошло без политизации и практически без эксцессов.
Эксцессы, кстати, могли быть, но полиция снова приняла меры на упреждение, заблокировав офис ОУН. А поскольку меры безопасности в отношении Крестного хода принимаются уже второй год, можно даже начать подозревать Авакова в тайном поклонении УПЦ. Хотя, вполне возможно, речь идет просто о здравом смысле.
Впрочем, спокойное проведение Крестного хода УПЦ и отсутствие его политизации вряд ли стоит воспринимать как доказательство того, что во власти отказались от попыток насильственного "автокефалирования" всего православия. Скорее всего, сейчас просто отпуска, и прерывать их даже ради борьбы с "церковью страны-агрессора" не хочется. Однако в определенный момент церковный вопрос еще вполне может всплыть. Когда нужно будет перебить своим сигналом неприятную повестку дня. У нас ведь уже не соцсети для народа, а народ для соцсетей, в которых президент под тайным ником узнает всю правду о стране.
Фронт поддержки Саакашвили: от Тимошенко до Коломойского
Впрочем, вчерашними соцсетями президент вряд ли был доволен (если, конечно, ленту ему не отфильтровали). Поскольку главной в них оставалась тема лишенного гражданства Саакашвили, и комментарии на эту тему преобладали негативные. Довольно неожиданно репрессированного экс-президента Грузии поддержали такие разные люди как Тимошенко и Коломойский, Шуфрич и Савченко.
Поддержали, скорее всего, не из любви к Михо, а из предчувствия, что для каждого из них Порошенко тоже может придумать какую-то пакость. Но главное – что поддержали.
К тому же, в интернет выплыла не очень красивая история о том, что за неделю до указа по Саакашвили президент изменил состав Комиссии по гражданству, на рекомендации которой в итоге Банковая и сослалась. Но сказать, что это вызвало сильное возмущение, нельзя – поскольку все и так понимали, что комиссия рекомендовала президенту то, что он ей сам рекомендовал.
В невиртуальном мире возмущение тоже было. Группа сторонников Саакашвили в составе пары сотен человек организовала вече на Майдане и даже устроила потасовку с полицией при попытке прорваться на Банковую. Однако вряд ли Порошенко из-за этого очень тревожился.
Что его могло по-настоящему беспокоить – так это реакция Запада. А вот ее как раз и не последовало. Промолчали и "американские покровители" Михо, и европейцы, и даже правозащитные организации. Впрочем, комментарии в западных СМИ были достаточно негативными. И, не исключено, что реакция последует несколько позже. Особенно, если Саакашвили не забудет о себе напоминать время от времени.
В Запорожье оппозицию приравняли к госизмене?
Шоу областного масштаба тем временем разворачивается в Запорожье. Там местный губернатор Брыль (не тот, что из "Чародеев") выступил с громким заявлением о преступлении против национальной безопасности и действующей власти. По словам губернатора, в области готовятся ни много ни мало "масштабные активные действия, направленные на поддержку насильственного изменения или свержения конституционного строя, захват государственной власти, изменение границ территории или государственной границы Украины".
Губернатор подготовил целый список преступлений, совершаемых некими "пророссийскими организациями", который передал в СБУ. Однако позже он вдруг сообщил, что речь идет об "управленцах политических элит партий Оппозиционный блок и "Самопомощь". И все их преступления сводятся к тому, что вот уже полгода фракции этих партий в облсовете "продолжают вставлять палки в колеса действующей власти".
И это уже следует признать как ноу-хау. Столь откровенно оппозиционная деятельность еще не приравнивалась к антигосударственным действиям.
Обе названные партии не входят в провластное большинство облсовета и по этой причине не голосуют за предложения губернатора. В этом, собственно, и заключается их "подрывная деятельность".
Если СБУ действительно примет заявление Брыля, то его опыт можно будет перенимать по всему миру. Даже Трамп сможет передавать в ФБР заявления на тех демократов, которые, к примеру, не проголосуют за строительство стены на границе с Мексикой.
А если СБУ все же покрутит пальцем у виска, то следующее действие должно быть за президентом. Потому что губернатор с такими понятиями о демократии – это дискредитация всей власти в целом.
9 мая стало госпраздником Израиля
Неприятная новость для Института национальной памяти поступила из Израиля. Впрочем, Вятрович, похоже, не относится к тем людям, которые считают, что из этой страны могут поступать какие-то хорошие новости, но того, что принят Кнессет, вряд ли ожидал даже он.
Израильский парламент единогласно (!) проголосовал за объявление 9 мая общегосударственным праздником Дня Победы. И это ставит крест на всем обосновании необходимости отмены этого праздника в Украине.
Как известно, уже третий год подряд власть смещает все свои мероприятия с 9 мая – Дня Победы – на 8-е – День памяти и примирения. Обосновывается это тем, что весь цивилизованный мир празднует именно 8 мая, а 9-го празднуют только тоталитарные режимы в некоторых странах СНГ. Израильский Кнессет своим решением все это опроверг.
Причем на происки советских евреев в данном случае сослаться не получится, поскольку голосование было единогласным, а выходцы из СССР в Кнессете составляют абсолютное меньшинство.
Празднование в Израиле именно 9, а не 8 мая, к тому же, показывает, что дата в данном случае определяется чисто географическим признаком: для тех, кто восточнее центральноевропейского временного пояса, это 9 мая, для тех, кто западнее – 8-го. Израиль находится восточнее – поэтому 9-го. А у Украины один часовой пояс с Израилем.
Трамп готовит вето на закон о санкциях?
В администрации Трампа впервые заявили о возможности ветировать законопроект об усилении санкций против Ирана, России и КНДР и об ограничении прав президента на отмену антироссийских санкций. Заявлено это было неоднозначно – директор Белого дома по коммуникациям Скарамуччи сообщил, что Трамп может подписать, а может и ветировать, чтобы потом "вести переговоры по более жесткому документу против России".
Понятно, что в такую версию никто не поверил. Для принятия нового документа вовсе не обязательно ветировать нынешний. Однако не может же Белый дом заявить, что вето будет наложено, потому что Трампу не нравится ограничение его прав! А в такой версии все выглядит чинно и благородно, пусть даже ей никто не поверит.
В украинской истории, кстати, уже был подобный случай – когда Янукович через Конституционный суд вернул себе президентские полномочия времен Кучмы и тут же создал Конституционную комиссию, которой вменялось создать новую, идеальную Конституцию. Потом об этой комиссии вспоминали только тогда, когда нужно было погасить очередной скандал, – вроде принятия закона о языковой политике.
В общем, вчерашнее заявление показало, что Трамп не намерен мириться с антитрамповским законом и ищет способы остановить его вступление в силу. Так что осталось лишь узнать, каким именно способом он это сделает.